Общение - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Общение - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью общения при формировании личности человека; исследовать цели общения и его механизм; выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность, виды и особенности общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (общение, речевое общение, неречевое общение, мимика, эмоции) для раскрытия сущности механизма общения; объяснять сущность и механизмы общения, определять его цели; находить нужную социальную информацию и адекватно ее воспринимать; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественных явлений с позиций одобряемых в современном российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым ее изменить; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: понимание значения общения; осмысленное отношение к искусству общения; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел его друг. «Я должен поговорить с тобой», — сказал он. Человек увидел знак в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он считал важным. Он говорил о Божьих благословениях, о любви и о том, что он увидел в приходе друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя одиноко, а теперь у него была компания.

Друг слушал его, не говоря ни слова, поблагодарил и ушел. Но не счастье, а еще большее одиночество почувствовал человек. Позже он понял, что в восторге не обратил никакого внимания на просьбу своего друга: поговорить.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение она имеет к нашим урокам?

(Ответы, учеников.)

Проверим знания по теме прошлых уроков «Человек в группе», выполнив несколько заданий.

1. Из двух суждений: а) санкции охраняют групповые нормы; б) санкции включают как поощрение, так и отрицание:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) оба суждения верны;

4) оба суждения неверны.

2. Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос.

Отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Вся Сеча представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Это не было какое-нибудь сборище бражников, напивавшихся с горя; это было просто какое-то бешеное разгулье веселости...

Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему козачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Неплатившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

Вопрос к классу

— Какие групповые нормы существовали у казаков в описываемое Н. В. Гоголем время?

3. Какое из двух высказываний вы поддерживаете? Приведите не менее двух аргументов в защиту своей позиции.

1) без групповых норм невозможно добиться цели, выполнить дело, за которое борется группа;

2) групповые нормы сковывают инициативу человека, мешают ему развиваться, а значит, и достигать цели.


4. Подумайте и напишите, какие санкции могут быть применены в следующих ситуациях:

1) ученик опоздал на урок ________________

2) ученик победил в школьной олимпиаде ________________

3) ученик отказался помочь маме ________________

4) ученик распускал слухи и сплетни об однокласснике ________________

5) ученик помог другу сделать домашнюю работу ________________

(Проверка выполнения заданий.)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 67 учебника.

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Общение».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

5. «Слово — серебро, молчание — золото».

Проблемный вопрос уроков

— Почему человек не может быть вне общения?

III. Введение в новый материал

Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим. Что же такое общение? Какую роль оно играет в жизни человека? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое общение

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?

(Ответы учеников.)

В. Даль дает такое толкование понятия «общение»: «изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость». «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — написал А. де Сент-Экзюпери.

Формирование личности происходит в непосредственном окружении, которое называется социальной средой. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими членами группы. Все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Роль и перспективы общения отмечал более двухсот лет назад великий ученый М.В. Ломоносов в «Российской грамматике»: «...Когда к сооружению какой-либо махины (т. е. машины. — Ред.) приготовленные части лежат особливо и ни которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были диких зверей...»

— Что же такое общение?

Задание: внимательно изучите и прокомментируйте приведенную схему.

Задание: предположите, что было бы, если бы не было общения. При ответе вспомните случаи с детьми-маугли, о которых мы уже говорили ранее (на уроках 3,4).

(Проверка выполнения задания.)

У разных людей различные способности к общению. Одни общаются легко и непринужденно, а другие с трудом идут на контакт.

2. Каковы цели общения

Задание: используя прием «Мозговой штурм», выскажите свои предположения на тему «Для чего человеку необходимо общение».

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)

Человеческое общение — сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех уровней. Каждый уровень по-своему важен и в разные моменты общения может выйти на передний план, скрывая остальные.

Задание: изучите «пирамиду общения» и обозначьте ее ступени по степени важности для себя. Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите п. 2 § 8 учебника и, разделившись на две группы, ответьте на следующие вопросы.

Вопрос для первой группы: что происходит в процессе общения?

Вопрос для второй группы: что происходит с людьми в результате общения?

Результаты работы представьте наглядно.

Презентация работы первой группы

Презентация работы второй группы

3. Как люди общаются

Общение происходит в нескольких основных формах. В зависимости от способа передачи информации различают следующие виды общения.

Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в страну «Общение». По пути вы должны делать путевые записи, а в конце его дать характеристику видов общения.

Рабочий материал

Слайд 1. Выделяют две разновидности устной речи — монолог и диалог. Диалог (от греч. dia — через и logos — слово, речь) — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной (переменной) коммуникативной роли я - говорящего и ты — слушающего.

Слайд 2. Существуют такие типы неречевого общения, которые связаны с использованием предметов и рисунков (например, государственные флаги, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы). Около 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны, не умеют ни читать, ни писать, а для общения используют устную речь и символы. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из 3000 языков мира меньше половины облечены в письменную форму, у остальных культурное наследие передается следующим поколениям путем устного общения.

Слайд 3. В повседневной жизни вы часто прибегаете к неречевому (вербальному) общению: воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека (жесты, мимика, позы, походка и т. д.). Жесты являются зеркалом, отражающим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы считываем в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу неречевых форм коммуникации мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам человека. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность собеседника.

Слайд 4. Самый простой прием невербального общения — жесты-символы, они ограничены рамками той или иной культуры или местности. Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (например, указание рукой) и также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы (например, рукопожатие - традиционная и древнейшая форма приветствия). Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний (нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т. д.).

Слайд 5. Ваше поведение должно быть естественным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха. (На слайде демонстрируются открытые позы, позы защиты, размышления, уверенности, намерения и т. д.).

Слайд 6. Для каждой эмоции характерно свое положение бровей. Так, если брови подняты дугой — это демонстрирует уверенность и позитивные эмоции; брови подняты высоко — человек чем-то удивлен; опущенные брови — неуверенность и негативные ощущения (признак слабости и тревоги).

Слайд 7. Когда люди из разных стран недостаточно понимают друг друга, они пытаются и использовать жесты. При этом привычные жесты для одного народа могут быть непонятны другому или даже носить противоположный характер. Так, если провести ребром ладони у горла, показывая японцу, что ты уже сыт, то это произведет на него тягостное впечатление. Этот жест у японцев означает обезглавливание или, в современном варианте, увольнение с работы. Лучше провести ладонью не под подбородком, а над головой — тогда японец поймет, что его гость угостился «выше крыши».

Слайд 8. Если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, пожелает показать, что у него все в порядке, имитируя выражение «о’кей», то японец подумает, что он хочет получить деньги (таким образом показанный кружок для японца — это монета). Если вы захотите выразить, что не нужно чего-то много, а только «вот столечко», показав при этом мизинец, это тоже будет истолковано неправильно, поскольку поднятый мизинец в японской системе жестов означает слово «женщина». Жест «отлично, молодец» (большой палец вверх, остальные сжаты в кулак) у японцев означает «мужчина».

Слайд 9. Жест приглашения у японцев в точности совпадает с нашим жестом прощания — ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад. А наш жест приветствия — ладонь, обращенная к собеседнику, раскачивается влево-вправо — истолковывается японцами как жест прощания. Говоря «я», европеец укажет на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу. Поза задумчивости в европейской традиции — ладонь у лба. Японец в задумчивости скрещивает руки на груди. Указующий жест у японцев — это рука, протянутая ладонью вверх в определенном направлении. Для американцев это жест попрошайки, поэтому служащие японских гостиниц, которые, кстати, не берут чаевые, но с помощью этого жеста приглашающие гостей пройти, воспринимаются ими как вымогатели.

Слайд 10. Когда мы хотим намекнуть, что кто-то не в своем уме, то вертим пальцем у виска. Японец в этой ситуации подносит к виску кулак и внезапно разжимает пальцы. Когда японец приставляет указательные пальцы к голове наподобие рожек, то это значит, что кто-то третий, например начальник, зол как черт. Также этот жест может означать ревность.

Слайд 11. Китайцу ничего не скажут такие обычные для нас жесты, как покрутить пальцем у виска, многозначительно похлопать полбу или глубокомысленно почесать затылок. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для нас непонятно, а иногда и просто неприятно. Некоторые жители Китая протягивают для рукопожатия левую руку. Пожав руку, благорасположенный к вам китаец может долго не отпускать ее, иногда начинает раскачивать вашу руку, похлопывать сверху другой рукой, слегка тянуть вниз.

Слайд 12. В былые времена в Китае выражать свои чувства в общественных местах считалось дурным тоном. Сейчас прикосновения открывают иное качество личных взаимоотношений, придавая им теплоту и доверительность, символизируя внимание и заботу. Многие китайцы имеют привычку во время беседы трогать своего собеседника за локоть или плечо, поглаживать или теребить рукав, выражая тем самым дружелюбное отношение к нему.

Слайд 13. Если в университетском городке двое-трое китайских студентов прогуливаются по аллее, взявшись за руки или положив руки друг другу на плечи, то это означает, что их связывают приятельские отношения.

Слайд 14. Указательный палец следует использовать очень осторожно, когда находишься среди китайцев. Представители западной культуры имеют привычку во время своей экспансивной речи злоупотреблять указывающими жестами. Для представителя китайской народности вытянутый в его сторону указательный палец является если не оскорблением, то уж во всяком случае выражением недовольства или признаком дурного тона. Может, американские политики и дипломаты не всегда могут найти ключ к партнерам из Китая из-за того, что не следят за руками?

Слайд 15. Реакция китайца в ответ на выражение недовольства — улыбка, тем более лучезарная, чем больше шумит его собеседник. Улыбка в данном конкретном случае — это выражение страха «потерять лицо». Для извинения есть особый жест, напоминающий наше козыряние — правая ладонь, обращенная к вам, поднимается где-то на уровне уха. Так, подрезавший автомобиль таксист, улыбаясь, «козыряет» водителю в зеркало заднего вида: «извини, мол, спешу...»

Слайд 16. Некоторые жесты имеют древнейшее происхождение. Например, обычай приветствовать друг друга сложением обеих рук перед грудью был упомянут еще в «Рассуждениях и беседах» Конфуция. Считалось, что раскрытая ладонь одной руки и обхваченный ею сжатый кулак другой символизируют собой два противоположных начала китайской философии — инь и янь. Другие говорят, что такое положение рук демонстрирует нежелание нанести первый удар и является данью уважения противнику. В настоящее время этот жест является установленным элементом приветствия, с которым участник спортивных соревнований по ушу обращается к судьям и зрителям. Сложив руки таким образом, китайцы поздравляют своих родственников и знакомых с днем рождения, повышением по службе, переездом на новую квартиру и т. д.

Вопросы к классу

— Что такое речевое общение?

— Что такое невербальное общение?

— Какую роль оно играет в жизни человека?

— Приведите примеры влияния невербального взаимодействия на ход общения.

— Приведите примеры способов невербального общения, применяемые в Японии и Китае.

— Каковы достоинства невербального общения?

— Каковы его недостатки?

(Ответы учеников.)

Один и тот же смысл можно передать по-разному, большую роль играют тембр голоса, интонация и порядок построения фраз. Убедимся в этом, послушав притчу.

О слове

Одному падишаху приснился страшный сон — один за другим у него выпали все зубы. В глубоком волнении падишах приказал привести к нему придворного толкователя снов.

— Мой повелитель, мне очень жаль, но твой сон вещает о том, что ты одного за другим потеряешь всех своих близких, — ответил толкователь, выслушав рассказ падишаха.

Падишах в гневе велел бросить несчастного в темницу. Но сон не давал ему покоя, поэтому, немного успокоившись, он велел позвать кого-нибудь другого в надежде, что придворный толкователь ошибся. И вот привели к нему мудреца.

— Мой повелитель, твой сон повествует о том, что ты будешь жить очень долго и переживешь всех своих родных, — сказал мудрец.

Падишах на радостях щедро наградил мудреца, что вызвало изумление у придворных. Они спросили у мудреца, почему же его предшественник был брошен в темницу, а он сам щедро награжден.

— По сути, мы оба сон истолковали одинаково. Но ведь одну и ту же мысль можно выразить по-разному. И порой многое зависит от того, какими словами она будет высказана, — ответил мудрец.

Вопросы к классу

— О чем эта притча? Как вы поняли ее смысл? (Ответы учеников.)

Задание: обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 70—71 учебника. Внимательно изучите текст и ответьте на вопросы.

— О ком вы узнали?

— Какое отношение имеет рассказ о Левитане к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

— С кем вам легче общаться, находить общий язык: со сверстниками или с теми, кто вас старше? Почему?

(Ответы учеников.)

Задание: работая с п. 4 § 8 учебника, заполните сравнительную таблицу.

Общение со сверстниками и старшими

Общение со сверстниками

Общение со старшими

Черты различия

Общаемся на равных.

Младшие находятся в положении опекаемого не только родителями, но и старшими детьми.

Младших защищают, учат, передают свой опыт, пытаются предостеречь от ошибок.

Иногда по отношению к младшим появляется категоричность и строгость

Выступаем в роли ребенка. Старших слушают, стараются им не прекословить, не позволяют грубости.

От старших мы узнаем много интересного, они передают нам свой опыт, предостерегают от ошибок

Рекомендации по выстраиванию отношений

Серьезно и с пониманием относиться к детским играм, фантазиям, не смеяться над ними, а утешать, разбираться в их капризах, проявлять интерес и чуткость

Следует уважать старших, прислушиваться к их словам, не обижаться и не обижать, проявлять к ним внимание

Черты сходства

И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание. Это помогает выстраивать правильно общение

Прочитайте и проанализируйте отрывки из документа «Билль о правах родителей» психолога Э. Шостома на с. 72 учебника.

— Какие выводы на его основе можно сделать?

(Ответы учеников.)

5. «Слово — серебро, молчание — золото»

Задумываемся ли мы над тем, как говорим и общаемся? Понимаем ли окружающих, умеем слушать?

Авторы учебника дают практический совет: чтобы научиться понимать другого, важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказываются на окружающих ваши слова и поступки.

Вопросы к классу

— Как вы относитесь к этому совету?

— Какие выводы из него вы можете сделать?

(Ответы учеников.)

Задание: прочитайте абзацы 1—3 на с. 74 учебника и ответьте на вопросы.

— Нет ли противоречия в этой ситуации?

— Объясните смысл слов первой женщины.

— Почему на Руси сложилась поговорка «Слово — серебро, а молчание — золото»?

(Ответы учеников.)

В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: слушать и слышать. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга.

Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?

Творческое задание. Объединившись в группы, определите барьеры, препятствия в ходе общения, т. е. то, что может мешать общению. Работая с дополнительным материалом, выработайте собственные рекомендации для продуктивного общения.

(Во время выполнения задания появляются записи на доске и в тетрадях.)

Барьеры общения:

• характер человека (замкнутый, неуживчивый);

• принижающе-уступчивая и защитно-агрессивная формы поведения;

• неуважение к собеседнику;

• отсутствие интереса к точке зрения собеседника;

• грубость;

• неясная формулировка собственной позиции.

Дополнительный материал

Рекомендации для продуктивного общения

1. Выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений и принижения как себя, так и оппонента.

2. При обсуждении конкретных действий (позиций), при оказании воздействия на собеседника делайте акцент на их преимуществах или отрицательных последствиях для достижения целей партнера по общению.

3. Избегайте использования личных нападок, унизительных утверждений или угроз в адрес оппонента.

4. Четко осознавайте и контролируйте свое эмоциональное состояние в ходе взаимодействия и стремитесь направлять его в положительную сторону.

5. Используйте «позитивные» слова и выражения, по возможности избегайте эмоционально-нагруженных фраз и оценочных суждений, не демонстрируйте безразличие к личности партнера и его интересам.

6. Избегайте нетерпеливости, пустого разглагольствования и уступчиво-унизительной манеры обращения.

7. Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, в противном случае собеседник начнет сомневаться в вашей способности реально оценивать события.

8. Осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать раздражение или нетерпение.

9. Избегайте грубости, нетактичности, высокомерия, менторского тона. Не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего партнера.

10. Не вводите партнера в заблуждение.

11. Не нужно недооценивать интеллект партнера. Никогда не считайте себя умнее собеседника.

12. Не загоняете собеседника в угол. Позволяя ему отступить, сохранить свое лицо и чувство собственного достоинства, вы ничего не теряете, а только приобретаете или укрепляете психологический контакт, доверие к себе.

13. Не используйте знания о слабых сторонах человека.

14. Не напоминайте постоянно о старых промахах и обидах.

15. Позиция «Я прав, а вы нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса. Помните, что ваше понимание ситуации — не единственно возможное.

16. Правильно воспринимайте критику. Люди с уважением относятся к тем, кто принимает критику спокойно и умеет учиться с ее помощью.

(Проверка выполнения задания.)

На этом этапе уроков проведем исследование самих себя и попробуем выработать приемы, которые смогут помочь эффективно общаться.

Рабочий материал

Тест «А вы приятный собеседник?»

Если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают буквально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Вы больше любите слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Ключ к тесту. За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 начислите по одному баллу.

1—3 балла — вы то ли молчун, из которого слова не вытянешь, то ли просто не очень общительны. Общаться с вами непросто.

4—9 баллов — внимательный и приятный собеседник, хотя и не очень общительный. Когда вы чем-то огорчены или обижены, то в такие минуты не требуете особого внимания к своей персоне.

9 баллов и выше — один из самых приятных в общении людей, друзья не могут без вас обойтись. Возникает только один вопрос: не приходится вам слишком много играть, как на сцене?

Приемы повышения эффективности общения

1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени (имени и отчества) партнера, с которым вы общаетесь. Это показывает внимание к нему, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями.

2. Прием «зеркало отношений» — добрая улыбка и приятное выражение лица говорят собеседнику, что «я ваш друг». А друг — это сторонник, защитник. У человека возникает чувство защищенности.

3. Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, тем самым происходит как бы заочное удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет к образованию положительных эмоций.

4. Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем собеседника. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении.

5. Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям собеседника, что повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Упражнение «Улови настрой класса». 2—3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать эту эмоцию.

Если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость.

V. Рефлексия

Игра «Пик понимания». Представьте, что перед нами гора. Пик — вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребенок. Вы, ученик, карабкаетесь по склону. (Можно использовать рисунок — макет горы и фигурку ученика.)

Определите, насколько близко вы подобрались к вершине, т. е. поняли тему урока.

— Как прошла работа?

— Достигнуто ли понимание проблемы?

(Это решают ученики, помещая фигурку у подножия либо выше по склону горы.)

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и ответим на несколько вопросов.

— Что такое общение?

— Почему оно названо взаимодействием двух и более людей?

— Какую роль играет общение в вашей жизни?

(Ответы учеников.)

— Прослушайте рассказ и отметьте те ошибки, которые сделал главный герой.

Вася очень торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. Он пришел за 10 мин. до назначенного срока. Сильно нажал кнопку звонка. Дверь отворила хозяйка. Вася сказал: «Здравствуйте!» — и протянул цветы. Добавил: «Поздравляю с днем рождения!» «Проходите», — сказала хозяйка. Вася шагнул через порог, наступил хозяйке на ногу, но тут же извинился. Снял пальто и шапку, вспомнил про подарок. Достал его из кармана. Подарок был слегка помят. «Нате!» — сказал Вася и облегченно вздохнул.

За столом Вася пользовался приборами. Он знал, как вести себя за столом. Вилку он держал в правой руке, нож в левой. Оплошал только раз: уронил нож, когда перекладывал приборы из руки в руку, после того как порезал на кусочки жаркое. Но и тут он извинился. Так как хозяйка сказала: «Ничего, ничего, не стоит волноваться, я принесу другой», — Вася успокоился и не стал лезть под стол. Салфетку он не пачкал, разложил красиво на коленях. Хлеб брал вилкой. Сначала угощал всех, и хозяйку тоже, потом накладывал блюдо себе. Обязательно не доедал, оставляя немного на тарелке. Вспомнил, что надо благодарить хозяйку за угощение, сказал «спасибо». И добавил, что это было очень вкусно. А потом сообщил: «Но моя мама готовит еще лучше». Так как все рассмеялись, Вася осмелел и стал рассказывать анекдоты.

Когда хозяйка поднялась, чтобы принести чай, Вася решил быть галантным и стал ей помогать. И даже дал два дельных совета: «Торт надо положить на большое блюдо!» и «Нужны щипчики для сахара!» Напившись чая, Вася отодвинул чашку и сказал: «Ух, наелся и напился! — встал из-за стола. — Спасибо хозяйке!»

Вопрос к классу

— Какие ошибки в общении допустил Вася?

(Ответы учеников.)

Чтобы закрепить полученные знания, ответим на вопросы 1,2 рубрики «Проверим себя» на с. 74 учебника.

— Что мешает общению?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 8 учебника.

2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 6 учебника (задание 4, 5 или 6).






Для любых предложений по сайту: [email protected]