Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Конфликты в межличностных отношениях - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; объяснять причины возникновения конфликтов; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; вырабатывать тактику и стратегию решения конфликтов; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; 2) регулятивные: последовательность действий, способность к волевому усилию при преодолении препятствий; 3) познавательные: вести расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...
И тогда Учитель взял его в ученики.
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
(Ответы учеников.)
Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», выполнив несколько заданий.
1. Из двух суждений: а) общение — это важная сторона любой совместной деятельности; б) общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями:
1) верно только а;
2) верно только б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
2. В современном обществе люди все больше общаются по Интернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.
Плюсы интернет-общения |
Минусы интернет-общения |
3. Отметьте утверждения, которые вы считаете правильными:
1) общение бывает речевое и неречевое;
2) общение — это отдельный вид деятельности;
3) общение служит только для передачи информации;
4) личность человека может быть сформирована и без общения.
4. Древнегреческий философ Платон сказал: «Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого».
— Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.
(Проверка выполнения заданий.)
Тема уроков: «Конфликты в межличностных отношениях».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 76 учебника.
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Как возникает межличностный конфликт.
2. Семь раз отмерь...
3. Как не проиграть в конфликте.
Проблемный вопрос уроков
— Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?
III. Введение в новый материал
Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?
Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».
Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нормальное явление в нашей жизни...»
(Ответы учеников.)
Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения.
IV. Работа по теме уроков
1. Как возникает межличностный конфликт
— Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт — это...»
(Ответы записываются на доске: положительные формулировки конфликта — с одной стороны, а отрицательные — с другой.)
Мы можем сделать вывод, что конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Вопросы к классу
— В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
— Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
— Сколько людей требуется для конфликта?
— Какого типа люди чаще попадают в конфликт?
(Ответы учеников.)
Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.
Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.
Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.
Творческое задание. Ученики делятся на группы по трое, и каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку — на 3—5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.
Вопросы к классу
— Что общего было во всех сценках?
— Какие чувства вы отмечали у себя во время выполнения задания?
— Каково вам было в роли конфликтующих сторон? Поделитесь впечатлениями.
(Ответы учеников.)
Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают конфликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.
Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма — межличностные конфликты.
— Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?
(Ответы учеников.)
Конфликт может происходить и внутри одного человека — между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт.
— Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?
(Ответы учеников.)
Задание: работая с п. 1 § 9 учебника (с. 76—77), заполните таблицу, обращая особое внимание на характеристику этапов конфликта.
Этапы протекания конфликта
Этап |
Характеристика |
Возникновение конфликтной ситуации |
Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но достигнуть ее может только один человек (группа). Какое-то время конфликтность ситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт - соревнование, конкурс |
Осознание конфликта |
Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия: 1) переход к конфликтному поведению; 2) стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер |
Проявление конфликтного поведения |
Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения: 1) открытая борьба, столкновение сторон; 2) отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно); 3) компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний) |
Углубление конфликта |
Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений: 1) конструктивного — сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров; 2) деструктивного — сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит процесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, создание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта) |
Разрешение конфликта |
Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком |
(Проверка выполнения задания.)
Задание: обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» (с. 77) и «Картинная галерея» (с. 78). Ответьте на вопросы на с. 78 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
2. Семь раз отмерь...
Мы выяснили с вами сущность и природу конфликтов, их причины.
— Исходя из названия п. 2 § 9, предположите, какой вопрос мы должны будем обсудить.
(Ответы учеников.)
Речь пойдет об основных видах поведения в конфликте или стратегии и тактики в конфликте.
Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.
Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется — избегание.
Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Первая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа — отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.
Вопрос к классу
— Почему люди могут избегать конфликтов? (Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)
Третий этап. Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает карточки с названием одного из стилей поведения в конфликте с соответствующим девизом.
Рабочий материал
Конкуренция: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Приспособление: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Компромисс: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».
Сотрудничество: «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Группы должны обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. При предъявлении результатов они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки класс обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю и отвечает на вопросы.
Вопросы к классу
— Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?
— Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
— По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
— Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?
— Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? Почему?
(Во время выполнения задания на доске появляется рисунок.)
3. Как не проиграть в конфликте
Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.
Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих стадиях: подчинение (первая группа), компромисс (вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция (четвертая группа).
— Какая из предложенных стратегий является наиболее эффективной? Свое мнение обоснуйте.
(Проверка выполнения задания.)
— Проходят ли конфликты бесследно?
— Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей.
— Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, — сказал отец.
В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рассказал ему эту новость.
— А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, — ответил отец.
Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
— Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось На воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, — сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.
Вопросы к классу
— В чем смысл притчи?
— Оставляют ли конфликты следы?
(Ответы учеников.)
Творческое задание. Работая в группах, разработайте проект: «Правила поведения в конфликтной ситуации».
(Презентация проектов.)
V. Рефлексия
Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».
Прием «Интеллектуальная рефлексия». Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:
• я сам не смог справиться с затруднением;
• у меня не было затруднений;
• я только слушал предложения других;
• я выдвигал идеи.
VI. Подведение итогов уроков
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»
Задание: выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться.
(Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.)
Послушайте одну довольно известную притчу.
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая мысль — выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму — чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.
Домашнее задание
1. Прочитать § 9 учебника.
2. Повторить § 6—8 учебника и подготовиться к уроку-практикуму.