Человек среди людей - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Человек среди людей - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Цели и задачи: повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Человек среди людей»; обсудить вопрос об особенностях межличностных отношений; дать практические рекомендации по выстраиванию общения, поведения во время конфликтных ситуаций: как победить обиду и сохранить достоинство.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать суть общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование ответственности за свое поведение среди людей; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок развивающего контроля.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Как стать человечным

С далекой планеты то ли на падающей звезде, то ли на летающей тарелке прилетел к нам на землю Инопланетянин. Наверное, авария какая-то в космосе случилась, раз он приземлился, а улететь никак не мог. Хотел было он сначала с людьми познакомиться. Но люди, увидев необычного гостя, начали сразу же за ним гоняться, чтобы отловить, связать и в зоопарк отдать. Ведь за такое чудо космическое много денег можно получить.

Провести всю оставшуюся жизнь в клетке в зоопарке Инопланетянину не захотелось, вот и приходилось ему все время прятаться от людей. То жидким он становился и по земле растекался, то таял в воздухе и с ветром в разные стороны разлетался, а то и вовсе огнем загорался и в какой-нибудь костер запрыгивал. Устал Инопланетянин скрываться от людей, много своих сил на исчезновения тратил. Решил он сделаться обыкновенным человеком, чтобы всю оставшуюся жизнь незаметно прожить среди людей. Внешне он легко становился похожим на человека, да только вот люди почему-то быстро его распознавали и опять ловля начиналась.

— Как же человеком становятся на этой планете? — задумался Инопланетянин и решил об этом у самой Земли узнать.

Залетел он в вулкан огнедышащий, спустился глубоко вниз и спросил у Земли, как стать ему человеком. Сложным вопрос оказался. Вздохнула Земля ураганом, прокашлялась вулканом после долгого молчания, подумала молниями сверкающими и сказала, забурлив лавой раскаленной:

— Чтобы стать человеком, надо сердце человеческое иметь, а ты только внешне на человека можешь быть похожим, а внутри как будто робот железный, не радуешься, не печалишься, не переживаешь, не волнуешься, вот и узнают тебя люди, когда это видят.

— Как же мне сердце человеческое сделать? — спросил Инопланетянин.

— Человеческое сердце любить может, красоте радоваться, к добру стремиться. Научишься любить, переживать, радоваться, помогать другому, значит, научишься человечности и на человека похожим станешь.

Дымом просочился Инопланетянин из-под земли и стал незаметно залетать в трубы домов, чтобы из печей послушать и узнать, как это люди радуются, любят, переживают и заботятся о других. Во многих домах побывал Инопланетянин. Узнал и понял он наконец, что такое человечность, душевность и доброта сердечная.

Стал он за людьми повторять. Увидит цветы засыхающие, притянет тучу с дождем сильным. Увидит собаку голодную, пожалеет и кость с мясом из воздуха сделает. Увидит малыша плачущего, зайчиком солнечным зажжется и играть с ним станет. С каждым добрым делом у себя внутри Инопланетянин чувствовал что-то приятное и теплое, и как-то особенно радостно ему становилось. Оказалось, что частички добрых дел в его сердце оставались и от них сердце постепенно человечным делалось.

Скоро уже никто не мог Инопланетянина от живого человека отличить. А Инопланетянин сделал себе из воздуха паспорт и стал спокойно в городе жить, даже работать стал, как самый обыкновенный человек. Только на работу он по-особому добирался. Не на автобусе, не пешком, а зайдет за угол, где его никто не видит, растает в воздухе и сразу же незаметно на работе появляется. Так ведь намного удобнее. Сейчас он уже не боится в зоопарк попасть, потому что люди, которые с ним работают, о нем говорят: «Какой добрый и человечный этот человек».

Вопросы к классу

— Как люди могли распознать Инопланетянина? (Не было у него добрых чувств, человечности.)

— Что такое человечность? (Все самое лучшее, доброе и красивое в человеке.)

— Кто, по-вашему, человечнее: добрый Инопланетянин или плохой человек?

— Если человек поступает плохо и некрасиво, то можно ли сказать, что он человечный? (Он бесчеловечный.)

— Как вы поняли смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Человек среди людей».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Культура общения.

2. Межличностные отношения.

3. Учимся вести себя в ситуации конфликта.

Проблемный вопрос уроков

— Почему важно научиться жить среди людей?

III. Введение в новый материал

Общение — это широкое и многоплановое понятие.

— Вспомните, что такое общение.

(Ответы учеников.)

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных — дома, хорошо знакомых или малознакомых — в школе, в гостях, различного рода кружках, клубах, совсем незнакомых — на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже. Еще Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя со всеми окружающими нас, такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение результатами этого общения?

IV. Работа по теме уроков

1. Культура общения

Напомню, что при общении мы используем не только слова, но и неречевые сигналы, в том числе мимику и жесты.

Существуют определенные правила поведения в обществе. Так, воспитанный человек не будет:

• хлопать собеседника по плечу;

• размахивать руками;

• теребить одежду, крутить пуговицы;

• чесать голову и теребить себя за ухо;

• барабанить пальцами по столу;

• зевать, чихать и кашлять, не прикрыв рот и кончик носа рукой;

• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

Сегодня мы попытаемся на практике выработать навыки эффективного общения. Работать будем группами. Одновременно будет работать группа экспертов, которые оценят деятельность каждой группы и обобщат результаты работы.

Общее задание: все группы должны сформулировать законы общения.

Задание для первой группы: познакомьтесь с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное» и выполните задание к нему.

Дополнительный материал для первой группы

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого!

Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзиком поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки стирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек.

Вопросы для первой группы

— Почему Вова остался один на свете?

— Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?

— Можно ли Вову назвать смелым мальчиком? Почему?

— Вспомните ситуацию из жизни, когда вы обращались к кому-нибудь с просьбой, а в ответ слышали отказ в грубой форме.

— Как чувствовали вы себя в данную минуту?

Задание для второй группы: поставьте сценку по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Дополнительный материал для второй группы

Автор: Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

Курица: Умеешь ли ты нести яйца?

Утенок: Нет.

Курица: Так и держи язык на привязи.

Кот: Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

Утенок: Нет.

Кот: Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

Вопросы для второй группы

— Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными.)

— Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)

— Что такое вежливость в общении? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)

Задание для третьей группы: познакомьтесь с притчей и выполните предложенные задания.

Дополнительный материал для третьей группы

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом царя Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки.

— Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви, - ответил Эзоп.

Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И снова Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились.

— Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка? — объяснил Эзоп.

Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Вопросы для третьей группы

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?

Задание для четвертой группы: с помощью только мимики и жестов (беззвучно) представьте задания, обозначенные на карточках.

Дополнительный материал для четвертой группы

1. Установить в классе тишину.

2. Восхититься подаренным букетом.

3. С балкона позвать ребенка домой.

4. Подозвать нашкодившего сорванца.

5. Отказаться от предложенной конфеты.

Задание для пятой группы: в русском языке существуют «цветные» выражения, передающие эмоции, объясните их значение.

Дополнительный материал для пятой группы

1. Покраснеть от стыда.

2. Позеленеть от злости.

3. Побелеть от страха.

4. Порозоветь от удовольствия.

5. Потемнеть от горя.

Вопрос для пятой группы

— Почему так говорят?

Задание для шестой группы: сформулируйте законы общения на основе предложенных русских пословиц.

Дополнительный материал для шестой группы

1. За худые слова слетит и голова.

2. Много говорить — голова заболит.

3. Сердечное слово до сердца доходит.

4. Малое слово большую обиду творит.

5. Хорошее слово — половина счастья.

6. Сперва подумай, потом говори.

7. Красную речь красно и слушать.

(Обсуждение результатов работы. Эксперты оценивают деятельность каждой группы, представляют выводы по общей работе.)

Теперь проведем психологический тренинг.

Игра «Цвета эмоций». Класс делится на две (три, четыре и т. д.) группы. Участники групп задумывают какой-нибудь цвет (красный, зеленый, синий, желтый и т. д.) и пытаются представить его остальным (изобразить его своим поведением, жестами, эмоциональным состоянием), не называя его, а другие ученики должны отгадать, что это за цвет.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какова цель этого тренинга?

— Чему вы научились?

(Ответы учеников.)

Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Надо уметь быть благодарным и помнить о тех, кто делает вам добро. И платить тем же. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Мудрая Сова хочет дать несколько советов, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всем живым.

Рабочий материал

Слайд 1. Поверьте в себя.

Слайд 2. Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

Слайд 3. Как вы к людям, так и они к вам.

Слайд 4. Не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.

Слайд 5. Осознавайте свои действия и их возможные результаты.

2. Межличностные отношения

Для того чтобы лучше понять себя: свои чувства, переживания, желания, а также научиться их выражать так, чтобы быть правильно понятыми окружающими, попробуем исследовать и проанализировать особенности межличностных отношений. Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

Давайте проведем тренировочные упражнения и игры.

Упражнение «Чю-чюк-люм-бэ». Это упражнение поможет создать положительный эмоциональный настрой, способствует включению в совместную групповую деятельность. Ведущий произносит фразу «Чю-чюк-люм-бэ» с разными интонацией, темпом, громкостью. Группа должна повторить его интонацию, темп, громкость, произнеся в ответ: «Ля-ляк-му-рфэ». Произнесение фраз можно заменить отбиванием ритма в ладоши (соответственно, группа повторяет темп, громкость и т. д.).

Упражнение «Такие разные и похожие». Участники рассчитываются на раз-два-три-четыре и запоминают свои номера. Все участники сидят по кругу. В первой части упражнения ведущий предлагает поменяться местами тем, кого объединяет какой-либо признак. Это может быть любовь к мороженому, танцам, пению, походам в кино, разговорам по телефону или наличие собаки (кошки), велосипеда (коньков, мяча) и т. д. Во время второй части упражнения ведущий предлагает объединиться в группы тех, у кого есть нечто общее (одинаковый номер после расчета, цвет глаз, цвет одежды, первая буква имени и т. д.).

Упражнение «Правила нашей группы». Класс делится на 2—3 группы. Члены групп должны обсудить предложенные в рабочем материале правила, выбрать те из них, которые они считаю конструктивными для своей группы. Они могут добавить новые правила. В любом случае итоговый вариант правил должен быть записан на отдельном листе бумаги (ватмана) и представлен на презентации.

Правила нашей группы

1. В групповой работе участвуют все (правило активности).

2. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе (правило искренности).

3. В группе все равны. В ней нет статусных различий (правило равноценности).

4. Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга (правило «здесь и теперь»).

5. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы (правило конфиденциальности).

6. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее (правило конструктивной обратной связи).

7. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

8. Мы должны прислушиваться к другим.

Вопросы к классу

— В какой степени предложенные правила были вам ясны?

— Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?

— Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

(Ответы учеников.)

Упражнение «Пересказ текста». Упражнение позволяет убедиться, каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов; наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. Класс делится на группы по пять человек. Упражнение проводится 2—3 раза с разными участниками.

Четырех человек из группы просят выйти, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст (например, одна небольшая газетная заметка). После этого ведущий вызывает второго участника, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Нельзя намеренно искажать информацию, переспрашивать. Затем второй передает третьему и т. д. Итоговую информацию, т. е. ту, которую запомнил пятый член группы, сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации каждый из членов команды отмечает, какая информация была упущена, искажена и что новый «пересказчик» привнес в нее своего.

Вопросы к классу

— За счет чего произошло искажение информации?

— Что своего каждый внес в рассказ?

— Бывает ли так в жизни?

— Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

(Ответы учеников.)

Упражнение «Черты личности, способствующие эффективному общению». Учащиеся получают бланки с набором черт характера. Они должны записать их на листе в две колонки следующим образом: в первую колонку — черты, способствующие общению, во вторую — мешающие возможному общению.

Рабочий материал

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение чужого мнения, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Учитель закрепляет на доске заранее подготовленный бланк опросника с правильными ответами и просит поднять руки тех, кто записал в первую колонку слово «терпение», и отмечает количество ответивших. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются, с точки зрения данной группы, основными чертами личности, способствующими эффективному общению. Учащиеся получают возможность сравнить свои представления с портретом, созданным всей группой.

Упражнение «...Зато ты...». Класс разбивается на группы по 5—6 человек. Каждый из членов группы пишет на листе один свой недостаток, а затем передает его другим членам команды. Они по очереди пишут «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество (например, лучше всех рассказываешь истории, быстрее всех бегаешь, хороший товарищ и т. д.). В конце упражнения каждому участнику возвращается его лист.

Вопросы к классу

— Чем полезен для вас данный тренинг?

— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

— Какие конкретные приемы вы будете использовать?

— Ваши пожелания.

(Обсуждение результатов работы.)

3. Учимся вести себя в ситуации конфликта

Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует от другой стороны изменения поведения, мыслей либо чувств. Важно научиться вести себя в ситуации конфликта конструктивно. Поэтому мы выполним ряд упражнений для решения этой проблемы.

Упражнение «Поймай взгляд». Упражнение помогает достичь договоренности с партнером по общению без использования вербальных средств. Участники стоят в кругу, их задача поймать чей-то взгляд (наладить коммуникацию) и поменяться с ним местами.

Упражнение «Если бы..., я стал бы...». Это упражнение помогает выработать навыки быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Первый участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, сидящий рядом, заканчивает предложение: «... я стал бы требовать жалобную книгу» и т. д.

Рабочий материал

1. Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь, я стал бы...

2. Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный, я стал бы...

3. Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь, я стал бы...

4. Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться, я стал бы...

5. Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы, я стал бы...

6. Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь свысока, я стал бы...

7. Если бы тебе сказали, что у тебя отсутствует чувство юмора, я стал бы...

8. Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения, я стал бы...

9. Если бы тебе сказали, что ты трус, я стал бы...

10. Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан, я стал бы...

11. Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться, я стаз бы...

Упражнение «Сглаживание конфликтов». Упражнение помогает отработать навыки по сглаживанию конфликтных ситуаций. Участники разбиваются группы по три человека. За 5 мин каждая группа придумывает свой сценарий разрешения конфликта на примере предложенных в рабочем материале ситуаций. Двое членов группы представляют конфликтующие стороны, а третий играет роль миротворца, арбитра.

Рабочий материал

1. Вы дали человеку дорогую вещь (например, игровую приставку), а вам ее возвратили в испорченном виде.

2. Вы нелестно высказывались об однокласснике. Этот разговор был передан ему, при встрече с вами он потребовал объяснений.

3. Вы ждете друга в гости, он приходит без предупреждения не один, а с мальчиком (девочкой), с которым у вас плохие отношения.

4. Вы уходите из дому, а к вам пришли друзья (родственники), которых вы давным-давно не видели.

5. Вы слушаете интересный доклад, а вас отвлекают ненужными и глупыми комментариями.

Вопросы к классу

— Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

— Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

— Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

(Обсуждение результатов работы.)

V. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

— Какие задания показались вам самыми интересными?

— Что нового о себе и своих товарищах по классу вы узнали сегодня на уроке?

— Что не понравилось?

— Почему?

(Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов уроков

Проведем обобщающий тест.

Тест

А1. Чувство, прямо противоположное симпатии:

1) стереотип;

2) антипатия;

3) уважение;

4) любовь.

А2. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:

1) знакомство;

2) компромисс;

3) апатия;

4) дружба.

А3. Быть лидером — значит:

1) быть членом группы;

2) брать на себя руководство;

3) знать всех членов группы;

4) выполнять групповые нормы.

А4. Примером неречевого общения может служить:

1) письмо другу;

2) улыбка при встрече друзей;

3) разговор пассажиров автобуса;

4) беседа с приятелем.

А5. Для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие необходим:

1) инцидент;

2) перерыв в общении;

3) план решения конфликта;

4) стереотип.

А6. Из двух суждений о санкциях: а) санкции могут быть только поощрительными; б) для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А7. Из двух суждений о целях общения: а) целью общения является общение ради самого общения; б) в ходе общения человек получает и передает информацию:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А8. Из двух суждений об особенностях общения между старшими и младшими: а) в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании; б) в общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтной ситуации:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А9. Из двух суждений о поведении участников конфликтной ситуации: а) избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации; б) в конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А10. Из двух суждений о конфликтах: а) конфликты бывают конструктивными и неконструктивными; б) наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию:

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

Выполнить задание на выбор:

• придумать короткие сценки, показывающие разный уровень межличностных отношений;

• составить схему «Малые группы в нашем классе»;

• написать эссе на самостоятельно сформулированную тему по изученному материалу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]