Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Будь смелым - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями {страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; находить нужную социальную информацию; метапредметные — 1) коммуникативные: критично относиться к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность; 2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов, цветные карандаши и листы бумаги для рисования.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Один человек остановился на ночь на постоялом дворе. Поздно вечером он поужинал и на следующее утро уехал. Через год он снова оказался на том же постоялом дворе. Увидев его, трактирщик был потрясен.
— У вас все в порядке? — спросил он путешественника.
— Все в порядке. А что?
— Мы очень боялись, — сказал трактирщик. — Видите ли, последний раз, когда вы здесь останавливались, в горшок с пищей, которую вам подали, упала змея. Эту пищу съели еще четыре человека, и они вскоре умерли. Мы не могли себе представить, что случилось с вами, потому что вы уехали так рано. Мы беспокоились о вас.
Услышав это, путешественник сказал:
— Что? Змея у меня в еде? — и упал замертво. Через год! Он умер от страха.
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
(Ответы учеников.)
Повторим пройденный материал, выполнив следующие задания (ответив на вопросы).
1. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Почему?
2. Золотое правило морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Почему люди в разных странах пришли к одной и той же мысли?
3. Проанализируйте стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера». Ответьте на вопрос: «Нужно ли требовать благодарность за добрый поступок?» Свое мнение обоснуйте.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка - "
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
(Проверка выполнения заданий.)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 92 учебника.
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Будь смелым».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Что такое страх.
2. Смелость города берет.
3. Имей смелость сказать злу «нет».
Проблемный вопрос уроков
— Почему мы стремимся быть смелыми?
III. Введение в новый материал
Однажды много достойных воинов собралось для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не помогло выбрать самого смелого. И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого бесстрашного.
— Кто расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится в своей жизни больше всего? — спросила у воинов девушка.
Никто из воинов не смог признаться в своих страхах этой юной девушке.
— Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Самый смелый тот, кто может победить свой страх! — сказала девушка.
На уроке мы раскроем понятие «страх», покажем, как страх влияет на поведение человека и как эта эмоция отражается на нашем теле. И самое главное — будем учиться побеждать страх.
IV. Работа по теме уроков
1. Что такое страх
Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Он становится неуверенным в себе, а иногда страхи представляют собой кладбище несбывшихся надежд человека.
Задание: разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.
Первая группа: Школьники обычно боятся...
Вторая группа: Взрослые обычно боятся...
Третья группа: Учителя обычно боятся...
(Проверка выполнения задания.)
Чувство страха присуще не только человеку, но и животным.
Рабочий материал
Слайд 1. Тихое кваканье лягушек — один из привычных сельских звуков, но очень немногие слышали, как лягушки кричат. Сохранился рассказ одного натуралиста о том, как его дети, поймав лягушку, посадили ее в высокий стакан и оставили посреди лужка. К стакану подошла кошка и стала тщательно обнюхивать прозрачные стенки тюрьмы амфибии. Может быть, кошка, смотревшая сквозь изогнутое стекло, показалась лягушке особенно страшной в увеличенном виде, а может, ее просто охватил ужас при виде давно известного врага, поэтому с громким пронзительным криком она выскочила из стакана, это так испугало кошку, что та, совершив сальто-мортале в воздухе, поспешила удалиться. Опомнившись, кошка последовала за лягушкой, продолжавшей страшно кричать. Дети поймали кошку, но слишком поздно — лягушка уже умерла от страха.
Слайд 2. Наблюдая за боем быков, многие не только слышали, как несчастные лошади кричали от ужаса, но и видели, как они, дрожа от страха, до такой степени ослабевали, что их задние ноги совершенно подгибались, когда пикадор поворачивал их к быку. Можно даже заметить, что первый удар быка заставляет лошадь прийти в себя — раненая лошадь, казалось, переставала бояться, она бесстрашно шла навстречу своему врагу, пока наконец его рога не наносили ей смертельной раны. Не менее сильно действует на многих людей и смерть быка. Когда матадор наносит ему последний удар, в глазах животного появляется выражение страха. Бык кружится, со всхлипыванием падает на землю, старается подняться и снова падает; с отчаянным ужасом он оглядывается кругом и наконец умирает.
Слайд 3. Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за вожаком. В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, нажав случайно на дверь, отворили ее и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной.
Слайд 4. Мышь бесстрашно бежала через клетку змеи, но вдруг пресмыкающееся подняло голову и устремило на маленького зверька свои блестящие глаза. Мышь мгновенно остановилась и оцепенела на несколько секунд, потом с жалобным писком поползла, шатаясь и падая, вокруг своего страшного врага, делая все сужающиеся круги. Наконец она очутилась так близко от открытых челюстей, что змея легко схватила ее своими ядовитыми зубами.
Задание: прочитайте п. 1 § 11 учебника и выполните приведенные в нем задания. Свой выбор объясните.
(Проверка выполнения задания.)
Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики».
— Какие пословицы о страхе знаете вы?
(Ответы учеников.)
Необычные страхи и редкие фобии могут приносить их обладателю не меньше душевных страданий, чем банальный страх высоты или боязнь громких звуков. Окружающие потешаются, услышав о наличии «столь незначительных страхов», что может вылиться у их обладателя в еще одну фобию — страх на реакцию окружающих людей.
Рабочий материал
Фобии и страхи
Слайд 1. Арифмофобия. Люди, испытывающие арифмофобию — боязнь цифр, могут опасаться конкретного числа или нескольких чисел, которые, по их мнению, могут принести им неприятности. Это не только пресловутое число «13» или «666» — число дьявола. У каждого из нас могут быть свои несчастливые цифры. Так, если вы несколько раз отметили, что именно второго числа с вами происходят необъяснимые вещи: то потеряли ключи, то порвали любимую одежду, то стали участником ссоры и т. д., ваше воображение может раздуть эту проблему до огромных масштабов, и эта цифра попадет в разряд несчастливых дней. Настраивая себя на неприятности, будьте готовы к тому, что они действительно будут вас преследовать.
Слайд 2. Номофобия. Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать номофобия — боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира. Даже дети, для которых мобильный телефон становится важной частью жизни, начинают страдать этим заболеванием. Люди, испытывающие номофо- бию, вряд ли отправятся без телефона даже в ванную, а если обнаружат разряженный аккумулятор, то могут впасть в настоящую панику. Многие из нас привыкли проверять свой телефон каждые две минуты, причем независимо от того, прозвучал сигнал о сообщении или звонке или нет.
Слайд 3. Интернетофобия. Люди, страдающие боязнью выхода в Интернет, опасаются не только спама и вирусов, но и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины. Например, получив доступ к личной информации, которую приходится оставлять клиентам страховых, медицинских, финансовых и торговых компаний.
Слайд 4. Метрофобия. Это не боязнь подземки, как вы могли подумать, а страх поэзии. Метрофоб не может читать стихотворения или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверостишия.
Слайд 5. Наполеон боялся лошадей. Один из самых великих исторических персонажей, Наполеон Бонапарт, боялся белых лошадей. Многочисленные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, не что иное, как фантазия художника. Этих животных не было в его конюшнях.
Слайд 6. Петр I избегал свободного пространства. При посещении домика Петра I и его летнего дворца в Санкт-Петербурге поражает скромность самодержца: низкие потолки, маленькие комнаты. В летнем домике устроен так называемый фальш-потолок: к более высокому подвешен более низкий, создающий ощущение шкатулки. Дело в том, что Петр I не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.
Слайд 7. Страхи генералиссимуса. И. В. Сталин боялся отравления, а его знаменитые ночные бдения позволяют подозревать сомнифобию (боязнь ложиться спать). Известно, что засыпал он в состоянии полного истощения, до которого себя доводил по ночам. Сталин патологически боялся авиаперелетов (авиафобия). Так, будучи главнокомандующим, он ни разу не был на фронте. А в Потсдам на мирную конференцию отправился на поезде под усиленной охраной.
Слайд 8. Страхи Николая Гоголя. Гоголь с юности страдал татефобией - боязнью быть заживо погребенным. Он неоднократно давал письменное поручение хоронить его только тогда, когда появятся признаки явного разложения.
— Что представляет собой страх?
Страх — это состояние ожидания какой-либо грозящей опасности. Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень кортизола (гормона стресса), который влияет на работу нашей иммунной системы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бактериями, мы рискуем заболеть не только простудой, но и чем-нибудь более серьезным.
С детства нас учат, что страх — это признак слабости. Идеалом детей становятся бесстрашные герои сказок, способные и дракона победить, и с несправедливостью бороться. А отрицательным персонажам остается только бояться, дрожать, испытывать ужас перед расплатой. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, однако у страха есть и положительное назначение.
Проблемное задание. Разделившись на две группы, докажите правильность следующих утверждений. Приведите не менее 5 доказательств.
Первая группа: страх — полезное чувство;
вторая группа: страх — вредное чувство.
(Проверка выполнения задания.)
— Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком?
(Ответы учеников.)
2. Смелость города берет
— Как вы думаете, смелость — это врожденное качество?
(Ответы учеников.)
Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу».
Не героизм, а жгучее желание или крайняя нужда заслоняют страх и заставляют забыть о том, что ты идешь над пропастью. Не зря говорят: смелость — не что иное, как хорошо тренированная трусость. Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха — вот главное свойство смелого человека.
Задание: подберите синонимы к слову «смелость». Ответьте на вопрос, приведенный на с. 94 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
И в мирной жизни во многих профессиях, связанных с риском, смелость — это необходимое качество.
— О каких профессиях идет речь?
(Ответы учеников.)
Задание: работая в группах, выберите черты характера, которые составляют смелость.
(Во время выполнения задания на доске составляется логическая схема.)
Люди, воспитавшие в себе эти качества, могут называть себя смелыми. В словаре В. Даля говорится, что смелый — это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.
Предлагаю познакомиться с примерами смелых поступков.
Рабочий материал
Слайд 1. Девятилетняя Маруся Мельникович из села Либохора Львовской области — гордость односельчан. Эта мужественная девочка не только не перепугалась, когда начался пожар, но и кинулась спасать своего 4-летнего братика. Когда в доме начался пожар, Маруся выбила окно и успела вынести малыша из горящего дома.
Слайд 2. В 1941 г. польский священник Максимилиан Кольбе оказался в Освенциме. Однажды один из заключенных сбежал, и заместитель коменданта лагеря отобрал десятерых узников, которые должны были за это расплатиться — умереть голодной смертью. Один из обреченных — польский сержант Франтишек Гаевничек — стал рыдать, выкрикивая имена своей жены и детей. Тогда Кольбе вышел и предложил свою жизнь в обмен на жизнь Гаевничека. Его жертва была принята. В жутком зловонном месте, куда бросили умирать всех десятерых, Кольбе продолжал поддерживать собратьев по несчастью — молитвой и песнями. Спустя три недели он был все еще жив, и нацисты решили сделать ему смертельную инъекцию. В 1982 г. католической церковью он был причислен клику святых.
Слайд 3. В 2009 г. на Филиппинах произошла серия наводнений. Во время одного из них 18-летний Муэльмар Магалланс спас членов своей семьи, а потом кинулся вытаскивать соседей из близлежащих домов. Он не останавливался, пока не выдохся, и тут увидел, что его мать с младшим ребенком уносит течением. Он нырнул еще раз, но выплыть уже не смог. Муэльмар спас больше 20 человек.
Слайд 4. Николай Николаевич Раевский (1771-1829) вошел в историю Отечественной войны 1812 г., совершив воинский подвиг в сражении при Салтановке. Русские армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона отступали. Это сражение позволило отбросить противника и воссоединиться двум армиям. Когда казалось, что французы берут верх, Раевский лично повел пехоту в атаку. По свидетельству очевидца: «Генерал Раевский вывел вдело двух, еще почти малолетних сыновей своих в сражение под Салтановкой, июля 11 дня... и при этом случае упомянут и подвиг 16-летнего юнкера, ровесника с Раевским, несшего впереди знамя полка, при переходе через греблю, под убийственным огнем; и когда младший из Раевских (Николай) попросил у него знамя, под предлогом, что тот устал — “Дайте мне нести знамя” — юнкер, не отдавая оного, отвечал: “Я сам умею умирать”».
Вопросы к классу
— Что объединяет всех этих людей?
— Почему они совершили такие поступки?
(Ответы учеников.)
Задание: прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» на с. 94 учебника, ответьте на вопросы.
— О ком вы узнали?
— Почему Е.Н. Чернышева можно назвать смелым человеком?
(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите материал рубрики «Картинная галерея» на с. 95 учебника и выполните задание к ней.
Предлагаю познакомиться с практическими приемами преодоления страха.
Упражнения по преодолению страха
1. Начните с актерских техник: примите позу очень испуганного человека — втяните голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, переживите все заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.
Распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.
2. Поиграйте с партнером: пусть он покажет вам страх, а вы проявите агрессию. Потом поменяйтесь ролями. Если занимаетесь единоборствами, попробуйте сыграть это на ринге.
3. Бить другого для многих так же страшно, как и быть битым. Зайдите в боксерскую секцию. В стрельбе страх прорабатывается стрельбой по фотографиям. Стрельба предполагает уничтожение противника. Представьте, что этот противник — ваш страх.
3. Имей смелость сказать злу «нет»
Задание: познакомьтесь с текстом п. 3 § 11 на с. 96—97 учебника, дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Дорога добра и дорога зла
Однажды путешественник остановился на развилке двух дорог: левая спускалась куда-то вниз, а правая вела все время вверх. Не знал он, что один путь назывался дорогой зла и приводил всех людей к смерти, а другой вел к жизни и назывался дорогой добра.
— По какому же пути мне дальше идти? — долго раздумывал человек, а потом решил: Зачем мне лишние трудности, выберу-ка я ту дорогу, которая полегче. — И стал спускаться вниз под горку.
Легкой и ровной казалась дорога вначале. Одно только было плохо: чем ниже она спускалась, тем дальше было солнце и тем темнее и страшнее становилось вокруг. Через несколько дней по сторонам от дороги стали появляться зловещие тени и откуда-то задуло холодом. Настроение путешественника стало безрадостным, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, от этого все больше сердился на все вокруг. В конце концов стало так темно, что человек перестал видеть дорогу. Теперь он шел медленно и, перед тем как сделать шаг, осторожно трогал ногой землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться. Путешественник присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше — опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то черную бездну. С ужасом понял человек, что стоит на краю бездонной пропасти. Испугался он, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что другого пути у него нет. Постепенно начинало светлеть, дорогу уже можно было разглядеть.
— Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, — возвращаясь, думал путешественник. — Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.
Через много дней он подошел к тому месту, откуда начинал путь вниз. Теперь, уже не раздумывая и не останавливаясь, пошел по дороге, ведущей вверх.
Чем выше поднимался человек, тем ярче светило солнце, под его лучами искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов он никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была тяжелее, но окружающая красота помогала путешественнику отвлечься от трудностей и не думать о них. С каждым днем вокруг становилось все прекраснее, и от этого сердце человека наполнялось радостью и счастьем, он становился лучше и добрее.
— Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался! — громко и радостно воскликнул он.
— Никогда, никогда, никогда, — ответило ему эхо.
— Неужели не кончится никогда? — громко переспросил человек.
— Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, — повторило эхо.
Вопросы к классу
— Почему человек сначала выбрал дорогу зла? (Она была проще и легче.)
— Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все- таки пошел? (Понял, куда приводит дорога зла.)
— Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать, что впереди будет все лучше?
— Что лучше: легкий путь зла или тяжелый путь добра? (Ответы учеников.)
Творческое задание. Перед вами на столах лежат карандаши и листы бумаги. Разделите лист пополам и на одной стороне нарисуйте страх, а на другой — смелость. Презентуйте свою работу. (Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Предлагаю ответить на следующие вопросы.
— Что мы хотели выяснить на уроке?
— Что нам удалось узнать?
— Мы ответили на поставленный вопрос?
— Что было самым важным на уроке?
— Кто хочет кого-нибудь похвалить?
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
1. Задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника. Предложите свой вариант речи в защиту смелости. Приведите примеры из личного опыта.
2. Задание 5 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника.
3. Задание 7 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника. (Проверка выполнения заданий).
Домашнее задание
1. Прочитать § 11 учебника.
2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 11 учебника (задание 1, 2 или 4).