Человек и человечность - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Человек и человечность - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечности и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Молодая невольница чистила рыбу, порезала палец и заплакала. В этот момент мимо проходил ее хозяин и с удивлением увидел, что из глаз невольницы вместо слез катятся просяные зернышки. Поскольку он был человек предприимчивый, то тут же освободил девушку от всякой работы, запер в отдельной комнате, где слуга без устали бил ее, связанную, плеткой. За день набиралось почти полмешка проса, и хозяин получил хоть и небольшой, зато постоянный дополнительный доход.

Однажды в доме гостил знаменитый мудрец и целитель. Хозяин решил показать ему чудесную девушку и спросить, как бы сделать так, чтобы она плакала обильнее и могла давать по целому мешку проса в день.

— Просо! — фыркнул презрительно мудрец. — Неразумный ты человек! Я осмотрел твою рабыню и обнаружил у нее ни много ни мало триста двадцать достоинств! А ты хлопочешь о каком-то мешке жалкого проса! Глупец, ты сам не знаешь, от какого счастья отворачиваешься! Отнесись к ней один раз по-человечески и сам убедишься, что она подлинное сокровище!

Хозяин отнесся к словам мудреца со всей серьезностью. Он развязал девушку, обещал, что больше ее не станут бить и мучить, велел другим рабыням умыть ее, красиво одеть и вкусно накормить. А потом взял с собой в город, и показал всякие диковинки, и покатал на слоне и на лодочке, и купил дорогую брошку.

Сперва девушка боялась, потом оттаяла и наконец в ответ на шутку своего хозяина весело рассмеялась. При этом у нее изо рта посыпались золотые монеты.

— Мудрец был прав! — воскликнул хозяин.

Дома он снова отвел ее в пыточную комнату, дал слуге павлинье перо вместо плетки и велел щекотать девушку так же старательно, как прежде избивал.

Очень скоро он баснословно разбогател и был очень благодарен мудрецу, посоветовавшему отнестись к девушке один раз по-человечески. Один раз, этого вполне достаточно.

Вопрос к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

(Ответы учеников.)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 100 учебника.

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Человек и человечность».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Что такое гуманизм.

2. Прояви внимание к старикам.

Проблемные вопросы уроков

— Почему не все поступки людей можно назвать человечными?

— Что значит относиться к другим по-человечески?

III. Введение в новый материал

— Что является главным объектом изучения обществознания?

(Ответы учеников.)

Сегодняшние уроки тоже посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить и на другие: что значит быть человеком? Как стать человечным?

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое гуманизм

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»?

(Ответы учеников записываются на доске: добро, справедливость, любовь, сострадание и др.)

Задание: прочитайте текст на с. 100 учебника, работая в группах, обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)

— Познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Три дерева

Посреди вспаханного поля росли рядом три дерева: Ива, Береза и Сосна. Когда-то давно в эти края пришла сильная засуха. Затем в лесу начался страшный пожар, а после пожара на месте выгоревшего леса человек распахал поле и стал выращивать на нем пшеницу. Но три дерева остались стоять нетронутыми, как будто засуха, пожар и человек их совсем не заметили. Причиной же всему этому был один случай.

По лесу бежал маленький Зайчонок, он остался без мамы и был совсем один-одинешенек. Вырвавшись из зубов Лисы, он старался где-нибудь спрятаться. Увидела Ива запыхавшегося зайчонка, почувствовала, что он не просто бежит, а неприятность у него какая-то, и решила отозваться на его беду. Подозвала она ушастого малыша к себе и, опустив свои густые ветви до самой земли, спрятала его от Лисы. Стала она успокаивать дрожавшего трусишку, ласково поглаживая его спинку своими гибкими тонкими ветвями с нежными листьями. Лиса пробежала мимо, Ива свои ветви подняла, а Зайчонок все не убегал, лишь еще сильнее к Иве прижимался. Оказалось, что рана у него на лапе, много сил и крови он потерял и бегать ему уже трудно.

Увидела белая Береза под Ивой раненого Зайчонка, пожалела его и напоила соком. А потом Сосна, которая рядом с Ивой росла, тоже отозвалась на чужое несчастье и капнула на рану Зайчонка смолой, чтобы она поскорее зажила.

Так Ива Зайчонка спрятала и приласкала, от ветра и дождя защитила, Береза накормила, а Сосна вылечила. Благодарный Зайчонок стал считать Иву, Березу и Сосну своей новой семьей и остался жить рядом с ними. Ведь только самые родные и близкие способны на такую чуткость, отзывчивость и заботу.

Однажды Зайчонок рассказал своим друзьям, зайцам и белкам, о том, что живет теперь с деревьями, которые помогли ему в трудную минуту и не оставили одного. И вскоре о добрых деревьях узнали все звери в лесу. Многие обиженные, больные и раненые звери и птицы стали приходить за утешением к Иве, Березе и Сосне. Отзывчивые деревья всем, как могли, старались помочь: то укроют в тени от жаркого солнца, то от непогоды защитят, то убаюкают шелестом листьев, то уберегут от врагов, опустив вниз ветки, помогая взобраться вверх тем, кто по деревьям лазить не умеет. Даже лесные великаны, зубры, медведи и кабаны, приходили к деревьям за лаской и заботой.

Но однажды для леса наступили трудные времена. Все лето ярко светило солнце, а на небе не было ни одного облачка. От сильной засухи трава и цветы стали погибать, а листья на деревьях желтеть и опадать, как осенью. Днем и ночью стали звери и птицы приходить к трем деревьям и, кто в чем мог, приносили им воду. Так с помощью благодарных животных Ива, Береза и Сосна не засохли, а продолжали расти и зеленеть.

К концу лета в высохшем лесу начался пожар. Пламя медленно двигалось по лесу и подбиралось к трем деревьям, и звери опять пришли на помощь. Зубры валили сухие деревья, лоси, олени и кабаны оттаскивали их подальше, а звери поменьше сгрызали высохшую траву и убирали сухие ветки. Остановился огонь недалеко от Ивы, Березы и Сосны, обступил их со всех сторон, а дотянуться не может. Нечего ему зажечь на своем пути, впереди только земля голая. Вскоре, когда пожар прошелся по лесу и потух, звери успели перебраться в соседние леса, а посреди черного пепелища остались стоять нетронутыми три дерева.

На месте сожженного леса один человек решил распахать поле, чтобы засеять его и богатый урожай получить. Показалось ему, что три дерева мешать будут, взял он в руки топор и пошел к ним. Увидели птицы человека, идущего с топором к трем деревьям. Полетели они в соседние леса и сообщили всем весть о том, что человек рубить деревья идет.

Человек подошел к деревьям и увидел больших и малых зверей, которые его окружили. Звери рычат, зубы оскаливают, угрожающе лапами машут, как будто предупреждают, что деревья в обиду не дадут. Понял человек, что лучше не связываться со зверями, и пошел домой. Дома он сказал своей семье, чтобы деревья не трогали и берегли, что заколдованные они, раз их засуха не одолела, пожар не спалил и звери дружно защищают. Так и остались стоять три дерева посреди поля. А проходившие мимо поля люди так и не узнали, что деревья спасли их доброе и чуткое отношение к другим, их отзывчивость.

Вопросы к классу

— О каких свойствах человечности речь идет в этом рассказе?

— За какие качества звери полюбили Иву, Березу и Сосну? (За доброту, заботу, отзывчивость, чуткость, милосердие.)

— Почему Зайчонок стал считать деревья своей семьей? (Они помогли ему, отозвались на его беду, позаботились о его здоровье.)

— Почему даже сильные животные любили приходить к деревьям? (Ласки, заботы и внимания хочется всем.)

— Вам нравится, когда другие отзываются на ваши беды и просьбы, помогают преодолеть трудности и неприятности?

— Вам понравились обитатели леса? Чем? (Благодарные, помнили добро, самоотверженно, не думая о себе, пришли на помощь, не испугавшись пожара и человека с топором.)

(Ответы учеников.)

Задание: на с. 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и отразите его сущность с помощью схемы.

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)

Происхождение понятия «гуманизм» связывают с Возрождением (начало XIV — конец XVI в.). С этой эпохой вы познакомитесь в следующем учебном году. Для Возрождения, следовавшего за уже известным вам из курса истории Средневековьем, были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами Высокого Возрождения были Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

(Показ слайдов с изображением творений титанов эпохи Возрождения.)

Содержание понятия «гуманизм» менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное — интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество.

Задание: познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какое из них вам представляется наиболее верным? Почему?

Рабочий материал

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,

Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)

«Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности». (Конфуций)

«Народу много, а людей немного». (Диоген)

«Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным». (К. Маркс)

«Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». (Саади)

«Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью». (В. Гюго)

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». (Ж. Ж. Руссо)

«Старайся всякому делать добро, а не себе одному», (Григорий Богослов)

«В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека». (Ч. Диккенс)

«Познав несчастье, я научился помогать страдальцам». (Вергилий)

«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих». (Конфуций)

«Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку — никогда». (Ж. Ренан)

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». (Саади)

(Проверка выполнения задания.)

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

— Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

(Ответы учеников.)

Задание: на с. 101 учебника представлена притча писателя В. В. Вересаева «Легенда», прочтите ее и ответьте на вопрос.

— Какой смысл заложен в истории, рассказанной В. В. Вересаевым?

(Ответы учеников.)

Задание: обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 101 — 102 учебника. Ответьте на вопрос в конце рубрики. Ответ обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

2. Прояви внимание к старикам

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В Священном Писании говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови».

— Как вы думаете, что означает слово «благогови»?

(Ответы учеников.)

Благоговейное отношение — это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале XVIII в. по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого исторического документа.

Отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Вопросы к классу

— Как вы понимаете эти правила?

— Какие из них и сегодня нужны?

— Какие из перечисленных правил вы выполняете?

— Как вы думаете, почему мы должны прислушиваться к мнению старших?

(Ответы учеников.)

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте и ее старенькой матери. Настя живет в большом городе. У нее хорошая квартира, интересная работа, на которой ее уважают, она делает карьеру. А где-то далеко в деревне умирает ее мама Катерина Петровна. Тяжелобольная, из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу, приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не только ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Настя получила письмо, но ей было некогда его читать — она положила его в сумочку, не распечатав. А когда прочла, то подумала, что у нее слишком много работы и нет возможности поехать к матери. Через две недели она получила телеграмму от соседей матери о том, что та умирает. Катерину Петровну хоронили всем селом, но без дочери. Она приехала только на следующий день. Настя, проплакав всю ночь в отчем доме, уехала крадучись, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Вина оказалась непоправимой, мать умерла, так и не попрощавшись с дочерью. Насте казалось, что уже никто не сможет снять с нее этой невыносимой тяжести.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл рассказа?

— Какое мнение вы составили о Насте? Почему?

(Ответы учеников.)

Задание: работая с рубрикой «Картинная галерея» на с. 103 учебника, ответьте на вопросы, приведенные в конце рубрики.

(Проверка выполнения задания.)

Есть такое понятие «почтенный возраст».

— Что подразумевается под этим понятием?

(Ответы учеников.)

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация — мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!

Вопросы к классу

— О чем эта история?

— Чему научил вас этот случай?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Игра «Мое состояние». Учащиеся помещают изображение человечка-на ступеньку лесенки, соответствующую их состоянию.

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

1. Задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 104 учебника.

2. Задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 104 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 12 учебника.

2. Повторить § 10—11 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]