ВВЕДЕНИЕ

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ВВЕДЕНИЕ

Данные поурочные разработки являются частью учебно-методического комплекта по обществознанию для 7 класса, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и созданы в помощь учителю для организации изучения курса “Обществознание” в 7 классе.

Авторский коллектив при разработке нового учебно-методического комплекта исходил из необходимости:

• образовательного сопровождения процесса социализации личности на всех этапах этого процесса, в особенности в периоды естественных кризисов развития человека;

• обеспечения воспитательного воздействия на формирующуюся личность через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры;

• сохранения преемственности между ступенями школы (начальной, основной, полной средней) в области социально-гуманитарного образования.

В соответствии с примерной программой по курсу “Обществознание” основное внимание в 7 классе уделяется вопросам регулирования общественных отношений, основам экономики и социальной экологии. При создании методического комплекта для 7 класса принимались во внимание такие особенности современных подростков, как активность и стремление к самостоятельным социальным проявлениям. Содержание и методика организации работы на уроках обществознания в 7 классе учитывают актуальные для современных подростков жизненные изменения, связанные с получением ими российского паспорта, расширением гражданской дееспособности, повышением ответственности за нарушение социальных норм.

Рекомендации к урокам первой темы “Регулирование поведения людей в обществе” направлены на успешное изучение учащимися многообразия социальных норм; специфики правовых норм; основных прав человека и их отражения в международных документах и Конституции Российской Федерации; понятия “закон” и необходимости его соблюдения. Отдельное внимание уделено гражданскому долгу по защите Отечества; различным видам дисциплины; ответственности за нарушение социальных норм, структуре и функциям правоохранительных органов.

Рекомендации к изучению материалов второй темы “Человек в экономических отношениях” даются исходя из необходимости экономического образования подростков. Семиклассник вступает в возраст, когда он может на правовой основе участвовать в самостоятельной трудовой деятельности (см. Трудовой кодекс РФ). Ему важно получить знания для анализа экономических реалий и грамотного поведения в тех экономических ситуациях, с которыми он может столкнуться.

Рекомендации к урокам заключительной темы “Человек и природа” направлены на успешное изучение учащимися проблем социальной экологии. Природа рассматривается и как важный фактор становления человека, и как объект воздействия со стороны людей. Проблемные вопросы темы раскрываются с нравственной и правовой точки зрения.

Такие особенности подросткового возраста, как активность и стремление к разнообразной деятельности, любознательность и предприимчивость, требуют практического применения. Забота о благоприятной природной среде может стать одним из способов реализации потенциала школьников. Знакомство с учебными дисциплинами и собственный житейский опыт вводят учащихся в круг проблем, с которыми сталкивается человек в процессе взаимодействия с природой. Семиклассники уже достаточно информированы для того, чтобы обсуждать причины экологических проблем. Вместе с тем важно, что дети воспринимают мир эмоционально, они готовы сопереживать, сочувствовать и проявлять заботу о живых существах, которые окружают их в доме, в школе, во дворе, в лесу, на реке или озере.

Большое внимание в пособии уделено вариантам организации активной познавательной деятельности учащихся. При этом учитываются требования к результатам обучения, предусмотренные примерной программой1 по обществознанию, созданной на основе ФГОС основного общего образования.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Предложенные в пособии варианты организации учебной деятельности реализуют системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает использование разнообразных средств и методов работы с учащимися. В связи со спецификой подросткового возраста и особенностями содержания курса в 7 классе упор делается на активные формы обучения.

При работе с текстом учебника основное внимание стоит уделять пониманию учащимися прочитанного, поиску ответов на проблемные вопросы, умениям школьников преобразовывать текстовую информацию в другие графические формы — таблицы, схемы, графики, диаграммы. Полезным приёмом работы с текстом является анализ его структуры, выделение ключевых идей, их самостоятельное переформулирование и конкретизация примерами из реальной жизни.

Сложной, но эффективной формой работы с содержанием параграфов является постановка вопросов к тексту: от простых, предполагающих однозначный ответ, содержащийся в тексте, до проблемных, требующих размышлений, сопоставления мнений, поиска дополнительной информации.

По-прежнему важно проводить на уроке словарную работу, расширяя лексический запас семиклассников за счёт правовых и экономических терминов, добиваясь точности выражения мысли, понимания смысловых оттенков сказанного или написанного. Именно от точности и однозначности формулировки может зависеть ясность правовой позиции.

При изучении вопросов экономики полезно уделить внимание работе со статистическими данными, умению анализировать их, сопоставлять, делать выводы и обоснованные прогнозы.

Особенности подросткового возраста повышают значение таких приёмов работы, как дискуссии, аргументированное изложение собственной позиции и её защита в споре.

К 7 классу учащиеся являются уверенными и умелыми пользователями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые следует широко использовать в проектной работе, при создании компьютерных материалов и презентаций, выполнении заданий, связанных с поиском актуальной дополнительной информации. В отличие от 5—7 классов такие задания могут быть более объёмными и не содержать точной пошаговой инструкции. Учащиеся должны сами демонстрировать владение рациональными приёмами отбора и обработки информации, представления её в оптимальном виде в зависимости от цели урока или конкретного задания.

Данные поурочные разработки не только включают варианты планирования и проведения отдельных занятий, но и помогают учителю ориентироваться в межпредметных и внутрикурсовых связях. Определённую помощь учителю призваны оказать рекомендательные списки литературы, указания на книги и пособия для дополнительного чтения семиклассниками.

Предлагаемый в пособии вариант тематического поурочного планирования соответствует рабочей программе по курсу “Обществознание” к линии учебников под ред. Л. Н. Боголюбова для основной школы2.


1 Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5—9 классы: Проект. — М.: Просвещение, 2010.

2 См.: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2012.






Для любых предложений по сайту: [email protected]