РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Учебное оборудование: кроссворд.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения), таблица, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Межличностные отношения»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 18 и № 19.

КАРТОЧКА № 18

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Что такое межличностные отношения?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Как осуществляется связь между человеком и окружающими его людьми?

• Как характеризуются межличностные отношения между людьми?

• Приведи пример межличностных отношений.

• Какая форма межличностных отношений является самой распространенной? Почему?

• Докажи, что друзей не может быть слишком много.

в) Сделай вывод.


КАРТОЧКА № 19

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Как возникают чувства симпатии и антипатии между людьми?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое симпатия и антипатия?

• Какие черты характера человека вызывают у тебя симпатию, а какие антипатию?

• Какие черты характера, вызывающие антипатию, ты можешь найти в себе? Как ты можешь их исправить?

• Почему внешний вид может послужить поводом к оценке личности?

• Вспомни связанные с этим пословицы, поговорки.

в) Сделай вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Подбери слова антонимы: друг — ..., симпатия — ..., законность — ..., любовь — ..., добро — ....

в) Определи форму межличностных отношений:

1. Здороваюсь каждый день;

2. Рассказываю о новых фильмах;

3. Обсуждаю погоду на улице;

4. Рассматриваю планы на выходные;

5. Делюсь впечатлениями о книге;

6. Знаю, что всегда могу рассчитывать на помощь.

г) Ответь за минуту:

1. Перечисли чувства, вызывающие симпатию к человеку.

2. Почему человек может вызвать антипатию?

3. Каких литературных героев ты считаешь положительными?

д) Выполнение заданий по дополнительной литературе: прочитайте отрывки из романа Марка Твена «Том Сойер». Что вызвало чувства симпатии и антипатии героев?


1.

«Вдруг Том перестал свистеть. Перед ним стоял незнакомый мальчик чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет — подумать только, хорошо одет в будний день! Просто удивительно. На нем были совсем новая франтовская шляпа и нарядная суконная куртка, застегнутая на все пуговицы, и такие же новые штаны. Он был в башмаках — это в пятницу- то! Даже галстук у него имелся из какой-то пестрой ленты. И вообще вид у него был столичный, чего Том никак не мог стерпеть. Чем дальше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед франтом-чужаком и тем более жалким казался ему его собственный костюм. Оба мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой — но только боком, по кругу; они все время стояли лицом к лицу не сводя глаз друг с друга. Наконец Том сказал:

— Хочешь, поколочу?

Твен М. Приключения Тома Сойера. С. 13.


2.

Вскоре Том повстречал юного парию Гекльберри Финна, сына первого сент-питерсбергского пьяницы. Все городские маменьки от души ненавидели и презирали Гекльберри Финна за то, что он был лентяй, озорник и не признавал никаких правил, а также за то, что их дети восхищались Геком, стремились, к его обществу, хотя им это строго запрещалось, и жалели о том, что им не хватает храбрости быть такими же, как он. Том наравне со всеми другими мальчиками из приличных семей завидовал положению юного отщепенца Гекльберри, с которым ему строго запрещалось водиться. Именно поэтому он пользовался каждым удобным случаем, чтобы поиграть с Геком. Гекльберри всегда был одет в какие-нибудь обноски с чужого плеча, все в пятнах и такие драные, что лохмотья развевались по ветру. Вместо шляпы он носил какую-то просторную рвань, от полей которой был откромсан большой кусок в виде полумесяца; сюртук, если он имелся, доходил чуть не до пяток, причем задние пуговицы приходились гораздо ниже спины; штаны держались на одной подтяжке и висели сзади мешком, а обтрепанные штанины волочились по грязи, если Гек не закатывал их выше колен.

Гекльберри делал, что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться, захочет — пойдет ловить рыбу или купаться когда вздумает и просидит на реке сколько вздумает; никто не запрещал ему драться; ему можно было гулять до самой поздней ночи; весной он первый выходил на улицу босиком и последний обувался осенью; ему не надо было ни умываться, ни одеваться во все чистое; и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого оборванца было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные, замученные мальчики из приличных семей в Сент-Питерсберге.

Том окликнул этого романтического бродягу:

— Здравствуй, Гекльберри!

— Здравствуй и ты, коли не шутишь».

Твен М. Приключения Тома Сойера. С. 42—43.

д) решение кроссвордов, приготовленных учениками.

Пример:



Вопросы:

1. Как звали одного из величайших гуманистов эпохи Возрождения?

2. Каждый отдельно взятый человек?

3. Он и венец природы и звено в цепи эволюции.

4. Область разумной деятельности человека.

5. Все человечество в прошлом, современности и перспективе.

6. Чувства, располагающие к общению.

7. Высшая степень одаренности.

Ответы: 1. Леонардо. 2. Индивид. 3. Человек. 4. Ноосфера. 5. Общество. 6. Симпатия. 7. Талант.


3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 18 и № 19, отзывы одноклассников.


III. Изучение новой темы

План:

• Необходимость общения для человека.

• Культура общения.

• Как избежать конфликта.

Задача для учащихся. Выяснить, почему нельзя прожить без общения и как получить от него радость?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 68 —70 или текстом учебника 2 с. 58—62 и афоризмами, приведенными ниже. Задание для учащихся. Подумай, какую роль играет общение в жизни человека? Почему очень часто люди не могут найти общий язык?

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

Людвиг Берне

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Достаточно оказаться с кем-нибудь в лифте, чтоб убедиться, как мало люди могут сказать друг другу.

Славомар Врублевской

Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай не с кем.

Феликс Хвалибуг

Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается.

Пер Хальворсен

Можно загипнотизировать человека, постоянно поворачиваясь к нему задом.

Станислав Ежи Лец

Чем лучше средства сообщения, тем дальше человек от человека.

Ялю Курек

Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.

NN

Стройте мосты от человека к человеку, разумеется, разводные.

Станислав Ежи Лец

Право на фразу (очень старую) о непреодолимых барьерах между людьми имеет лишь тот, кто пытается эти барьеры преодолеть.

Кароль Ижиковскай Душенко К. В. Большая книга афоризмов. С. 530.

Вариант ответа:

— Общение позволяет человеку обмениваться информацией, передавать опыт, узнавать что-то новое для себя.

— Общение способствует развитию интересов человека или наоборот тормозить его развитие.

— Общение приносит человеку радость от общения с друзьями, родственниками.

— Общение позволяет сравнивать себя с другими людьми, оценить себя.


2. Рассказ учителя о конфликтах и причинах их возникновений с использованием дополнительного материала (см. ниже) или на выбор учителя. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 на с. 70 —72 или учебника 2 с. 151—157 или дополнительным материалом. Задание для учащихся. Подготовиться к беседе по вопросу: Какие бывают конфликты и как их избежать?


Дополнительный материал

Не всякая ссора - конфликт

На уровне житейских представлений слово «конфликт» часто употребляется в одном ряду с такими словами, как «ссора», «разногласие», «непонимание», «напряжение», «размолвка». Толковый словарь русского языка чуть более строг в формулировке данного понятия: столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Научное определение, предложенное психологами, еще больше сужает его значение: это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнений участников. Отсюда следует, что конфликт всегда имеет под собой некое основание, реальную причину, от которой нельзя просто отмахнуться. Спор можно прекратить, если он надоел, ссору - остановить, предпочтя «худой мир» Конфликт можно только решить, т.е. провести специальную работу по выяснению противоречащих друг другу интересов и поиску решения, приемлемого для обеих сторон.

Это порой совсем не просто. Противоречие интересов, приведшее к конфликту, присутствует в сознании его участников в виде эмоций, переживаний. Они даже не всегда отдают себе отчет в наличии такого противоречия, но о его существовании сигнализируют чувства: раздражение, напряжение, беспокойство, злость, обида на себя, собеседника или ситуацию в целом. Чувства захлестывают людей, мешают объективно видеть ситуацию, понять суть происходящего.

Конфликты очень разнообразны по своей форме и содержанию: международный политический конфликт и конфликт поколений, противоречие интересов, возникшее на кухне в коммунальной квартире, и конфликт двух влюбленных... Однако есть и объединяющие их признаки. Прежде всего, это структура конфликта и динамика его развития. То есть каждый конфликт содержит «базовый» набор необходимых компонентов, и каждый в своем развитии проходит, в более или менее развернутой форме, определенные стадии.


Структура конфликта

Любой конфликт имеет свой объект- предмет, из-за которого, собственно, и возникло разногласие, а также стороны. Их как минимум две, и каждая претендует на обладание объектом (если это материальный предмет) или на его однозначное определение (если это идея, мнение, суждение). Так, в любовном треугольнике два человека одного пола противостоят друг другу в стремлении добиться благосклонности третьего - предмета своей страсти. Конфликт во властных структурах может возникнуть, если существует несколько желающих занять один и тот же пост.

Каждая сторона придерживается определенной позиции - более или менее соответствующего реальности объяснения того, почему ей столь важно обладать объектом конфликта или принять именно такое его определение. Ситуация осложняется тем, что стороны порой имеют две позиции: внешнюю, которая открыто декларируется, и внутреннюю, которой в действительности руководствуются, но по какой-то причине скрывают от своих оппонентов (а иногда и от самого себя). Внутренняя позиция - это и есть объективные, реально существующие интересы, потребности человека, их-то он и пытается удовлетворить в процессе конфликта. В частности, молодой сотрудник открыто конфликтует со своим начальником, заявляя, что ратует за интересы дела и не согласен с устаревшими взглядами руководства. Реальным же, внутренним, мотивом его действий может быть желание самому занять начальственное кресло.


Стадии конфликта

В своем развитии каждый конфликт, так или иначе, проходит четыре стадии: возникновение противоречия, инцидент, конфликтные действия сторон, исход (завершение) конфликта.

На первой стадии конфликт еще не осознается участниками, однако в отношениях уже существует его зародыш. Например, в школьный класс, со сложившейся структурой отношений, своими признанными лидерами и авторитетами, приходит новый ученик Он тоже привык, что к нему прислушиваются, что его мнение значимо, и при этом у него, вполне вероятно, в чем-то иная система ценностей, собственные взгляды. Пока не возникло реальных разногласий между ним и новыми одноклассниками, однако они неизбежны. Рано или поздно люди, чьи интересы противоречат друг другу или пересекаются, столкнутся с инцидентом - реальной ситуацией, которая со всей очевидностью продемонстрирует наличие проблемы. Суть ее еще может быть неясна, но возникают напряженность, размолвки, непонимание.

Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр выделяют пять различных «сигналов» конфликта.

Недоразумения становятся результатом неверного истолкования слов и поступков, срывов договоренностей из-за отсутствия взаимопонимания. Если подобное случается часто, это может свидетельствовать о неосознанном конфликте, взаимной неприязни, нежелании договариваться и принимать во внимание чужие интересы.

Напряжение обнаруживается в негативных установках и предвзятом мнении, искажающих восприятие слов и поступков партнера. Тогда во всех его действиях и репликах начинают находить скрытый смысл, нечестность, корысть, «камень за пазухой»

Неосознанное пока противоречие способно выражаться в виде дискомфорта - чувства неудобства, часто даже физиологического. Скованность, зажатость, учащенное сердцебиение или зябкость - есть интуитивное ощущение того, что отношения потеряли свою «прозрачность» и доверительность.

В случае кризиса происходит временный или окончательный разрыв отношений. Люди перестают разговаривать, расстаются, разъезжаются. Ставят свои рабочие столы так, чтобы сидеть спиной друг к другу.

Наконец, стычки и ссоры, возникающие многократно по самым разным поводам - от досадных мелочей до серьезных вопросов, когда каждый разговор порождает разногласия, перерастает в агрессивный спор, явно свидетельствуют о наличии конфликта.

Очень многое в конфликте определяется и решается на третьей стадии - стадии конфликтных действий. Они направлены на завоевание объекта, из-за которого разгорелся конфликт, но в то же время его участники всегда вольно или невольно задевают интересы, самооценку, безопасность друг друга, в результате чего их отношения заметно обостряются. Это самая бурная, драматичная и вместе с тем очень важная стадия конфликта. Как правило, именно на данном этапе люди начинают осознавать, нужно что-то делать для того, чтобы изменить ситуацию. И обычно видят единственный приемлемый способ завершить конфликт - добиться своих целей, победить оппонента. В этом и состоит главная ошибка, приводящая к затягиванию противостояния и нарастанию напряженности. Хоть в какой-то момент силовое давление способно принести результат, противоречие интересов, лежащее в основе конфликта, никуда не исчезает и со временем обязательно проявляется, причем в еще более тяжелой форме и с еще большей силой. Если говорить о столкновении интересов народов или стран, подобный подход в будущем может привести к войне, если же это конфликт между близкими людьми, ценой победы может стать потеря теплых, доверительных отношений. Именно в этом суть конфликта: любая победа временна, долгосрочно только решение.

На стадии конфликтных действий чаще всего происходит значительное расширение конфликтной зоны. Изначальное противоречие, нередко довольно малозначительное, распространяется уже на взаимоотношения в целом: Что там работать вместе, я даже видеть его не хочу!» Так конфликт, касающийся разногласий с родителями мужа или жены, плавно распространяется на интимные отношения (очень часто они страдают первыми), на воспитание детей, проведение свободного времени. Кроме того, в конфликт вовлекаются другие люди - противостояние двоих почти всегда перерастает в межгрупповой конфликт, ведь каждый оппонент организует себе группу поддержки. Впрочем, новые участники обычно не вполне сторонние люди. Период открытого противостояния многое ставит на свои места - выявляет интересы, скрытые за внешними позициями сторон, и заставляет заявить о себе всех заинтересованных лиц. Например, бабушка вмешивается в конфликт между ребенком и отцом из-за плохих оценок или невыполнения домашних обязанностей, желая подчеркнуть родительскую несостоятельность сына или зятя, укрепить собственное положение в семье. В конфликте двух сотрудников могут принять участие лично заинтересованные в его исходе начальник или работники соседнего отдела.

Будучи драматичной и напряженной, третья стадия длится недолго: позиции заявлены, отношения обострены, эмоции выплеснуты - и конфликт вступает в завершающую стадию исхода. То, каким он будет, зависит от направления усилий, выбранного участниками.

Битянова М. // Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 416—419.


Типы конфликтов

Известный американский психолог Мортон Лойч предложил свою классификацию конфликтов.

Подлинный конфликт-результат столкновения интересов, например борьбы за право обладания чем-либо или разного отношения к каким-то жизненным ценностям. Люди могут конфликтовать из-за власти, денег, собственности, должности и т. п. А могут расходиться в оценке событий или поступков. Особенность подлинного конфликта в том, что противоречие воспринимается в полном соответствии с его сутью. Распространенный пример - любовный треугольник, когда все участники ситуации понимают невозможность принять безболезненное решение.

Разновидность данного конфликта - случайный (условный) конфликт. Он характерен для ситуаций, где сформировалось реальное противоречие, которое без труда устраняется, но люди, «зацикленные» на нем, этого не видят. Так, порой несколько человек решительно намереваются сесть на один и тот же стул, в упор не замечая другие, стоящие неподалеку.

Смешанный конфликт отличается тем, что реальное противоречие проявляется в каких-то не связанных с его содержанием отношениях. Например, довольно часто глубокое несходство позиций мировоззренческого характера воспринимается людьми как эмоциональная несовместимость. Нередко говорят: «Я его (ее) не перевариваю», не желая вдаваться в истинные причины подобного положения. Скрытый, или латентный, конфликт представляет собой ситуацию, когда противоречие существует, но не осознается людьми. При ложном - все наоборот: конфликтуют без реального столкновения интересов, так сказать, «из любви к искусству».

Дубовская. Е. // Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 416.


3. Беседа по проделанной работе.

— Почему возникают конфликты?

— Какими бывают типы конфликтов?

— Какие стадии характеризуют конфликт?

— Какие способы выхода из конфликтной ситуации существуют в психологии?

В учебнике 2 приводятся примеры конфликтов и способы их разрешения, поэтому уместно будет в классах, работающих по этому учебнику, сначала дать работу по дополнительному материалу (см. выше).

Вариант ответа:

Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Они делятся на политические, экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические, семейные. По способам протекания — конфронтация, соперничество, конкуренция

Способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.

В некоторых, особенно межнациональных, конфликтах решения, справедливого для всех сторон, может и не существовать. В таких случаях стороны должны решать конфликт поэтапно, путем взаимных уступок. (Пример Индия и Пакистан, Израиль и Арабские страны.)


4. Работа с текстом художественной литературы. Задание для учащихся. Что послужило причиной конфликта? Как завершился конфликт? Предположите, будет ли он иметь продолжение? Почему?

«Вдруг Том перестал свистеть. Перед ним стоял незнакомый мальчик чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет — подумать только, хорошо одет в будний день! Просто удивительно. На нем были совсем новая франтовская шляпа и нарядная суконная куртка, застегнутая на все пуговицы, и такие же новые штаны. Он был в башмаках — это в пятницу- то! Даже галстук у него имелся из какой-то пестрой ленты.

И вообще вид у него был столичный, чего Том никак не мог стерпеть. Чем дальше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед франтом-чужаком и тем более жалким казался ему его собственный костюм. Оба мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой — но только боком, по кругу; они все время стояли лицом к лицу не сводя глаз друг с друга. Наконец Том сказал:

— Хочешь, поколочу?

— А ну, попробуй! Где тебе!

— Сказал, что поколочу, значит могу!

— А вот и не можешь.

— Могу.

— Не можешь.

— Могу.

— Не можешь.

Тягостное молчание. После чего Том начал:

— Как тебя зовут?

— Не твое дело.

— Захочу, так будет мое.

— Ну так чего ж не дерешься?

— Поговори еще у меня, получишь.

— И поговорю, и поговорю — вот тебе.

— Подумаешь, какой выискался! Да я захочу, так одной левой тебя побью.

— Ну так чего ж не бьешь? Только разговариваешь.

— Будешь дурака валять - и побью.

— Ну да — видали мы таких.

— Ишь вырядился! Подумаешь, какой важный! Еще и в шляпе!

— Возьми да сбей, если не нравится. Попробуй сбей — тогда узнаешь.

— Врешь!

— Сам врешь!

— Где уж тебе драться, не посмеешь.

— Пошел к черту!

— Поговори еще у меня, я тебе голову кирпичом проломлю!

— Как же, так и проломил!

— И проломлю.

— А сам стоишь? Разговаривать только мастер? Чего ж не дерешься? Боишься, значит?

— Нет, не боюсь.

— Боишься!

— Нет, не боюсь.

— Боишься!

Опять молчание, опять оба начинают наступать боком, косясь друг на друга. Наконец сошлись плечом к плечу. Том сказал:

— Убирайся отсюда!

— Сам убирайся!

— Не хочу.

— И я не хочу.

Каждый стоял, выставив ногу вперед как опору, толкаясь изо всех сил и с ненавистью глядя на соперника. Однако ни тот, ни другой не мог одолеть. Наконец, разгоряченные борьбой и раскрасневшиеся, они осторожно отступили друг от друга, и Том сказал:

— Ты трус и щенок. Вот скажу моему старшему брату, чтоб он тебе задал, как следует, так он тебя одним мизинцем поборет.

— А мне наплевать на твоего старшего брата! У меня тоже есть брат, еще постарше. Возьмет да как перебросит твоего через забор! (никаких братьев и в помине не было.)

— Все враки.

— Ничего не враки, мало ли что ты скажешь.

Большим пальцем ноги Том провел в пыли черту и сказал:

— Только перешагни за эту черту, я тебя так отлуплю, что своих не узнаешь. Попробуй только, не обрадуешься.

Новый мальчик быстро перешагнул черту и сказал:

— Ну-ка попробуй тронь!

— Ты не толкайся, а то как дам!

— Ну, погляжу я, как ты мне дашь! Чего же не дерешься?

— Давай два цента, отлуплю.

Новый мальчик достал из кармана два больших медяка и насмешливо протянул Тому. Том ударил его по руке, и медяки полетели на землю. В тот же миг оба мальчика покатились в грязь, сцепились по-кошачьи. Они таскали друг друга за волосы и за одежду, царапали носы, угощали один другого тумаками — и покрыли себя пылью и славой. Скоро неразбериха прояснилась, и сквозь дым сражения стало видно, что Том оседлал нового мальчика и молотит его кулаками.

— Проси пощады! - сказал он.

Мальчик только забарахтался, пытаясь высвободиться. Он плакал больше от злости.

— Проси пощады! — И кулаки заработали снова.

В конце концов чужак сдавленным голосом запросил пощады, и Том выпустил его, сказав:

— Это тебе наука. В другой раз гляди, с кем связываешься.

Франт побрел прочь, отряхивая пыль с костюмчика, всхлипывая, сопя и обещая задать Тому, как следует, «когда поймает его еще раз».

Том посмеялся над ним и направился домой в самом превосходном настроении, но как только Том повернулся к нему спиной, чужак схватил камень и бросил в него, угодив ему между лопаток, а потом пустился наутек, скача, как антилопа. Том гнался за ним до самого дома и узнал, где он живет. Некоторое время он сторожил у калитки, вызывая неприятеля на улицу, но тот только строил ему рожи из окна, отклоняя вызов. Наконец появилась мамаша неприятеля, обозвала Тома скверным, грубым, невоспитанным мальчишкой и велела ему убираться прочь. И он убрался, предупредив, чтоб ее сынок больше ему не попадался».

Твен М. Приключения Тома Сойера. С. 13—15.


5. Беседа по отрывку из произведения.

— Причиной конфликта послужил внешний вид «незнакомого мальчика», который сразу вызвал чувства антипатии у Тома Сойера.

— Конфликт разрешился дракой между мальчиками.

— Конфликт будет иметь продолжение, так как вмешательство взрослых не разрешило его, а лишь отложило его решение на более позднее время.


6. Рассказ учителя о видах и формах общения (в пределах учебника). Задание для учащихся. Выписать из рассказа виды и формы общения, устно привести пример форм общения.

Вариант ответа:

(в учебнике 2 дается определение)

Общение — это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Виды общения: речевое и неречевое.

Формы общения: служебное (деловое), повседневное (бытовое), убеждающее, ритуальное (этикет), межкультурное (межэтническое) и др.


IV. Закрепление изученного на уроке

1. Что такое общение?

2. Что дает человеку общение?

3. Почему зачастую говорить легче, чем слушать?

4. Каковы формы общения?

5. Почему возникают конфликты?


V. Подведение итогов урока

1. Каковы содержание, форма и культура общения?

2. Почему возникают конфликты?


Домашнее задание

1. Прочитать § 12 учебника 1 или учебник 2 § 8 и § 23.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Почему общение необходимо человеку?

— Как избежать конфликтной ситуации и как вести себя при его возникновении?

3. Выполнить задания из учебника в тетради: зад. 1, 2, с. 72-73 учебник 1.


Дополнительный материал для учителя

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. С. 133.


Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения

Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

Правило 7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

Правило 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. С. 209.






Для любых предложений по сайту: [email protected]