Обществознание - поурочные разработки 8 класс
МАЛАЯ ГРУППА
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и особенностей малых групп.
2. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
3. Воспитывать в учащихся чувства коллективизма, толерантности.
Учебное оборудование: кроссворд.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова и понятия (человек в группе, групповые нормы, групповые санкции, групповой эгоизм, конформизм), таблица, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Радости и сложности общения»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 20 и № 21.
КАРТОЧКА № 20
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Почему общение необходимо человеку?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что такое общение?
• К чему может привести недостаток общения?
• Важно ли, с кем мы общаемся?
• Как формируется культура общения?
• Что является самым важным в общении?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 21
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Как избежать конфликтной ситуации и как вести себя при его возникновении?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Каковы источники конфликтов в обществе?
• Как выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации?
• Какие способы действий во время конфликта могут быть выбраны?
• Вспомни правила спора. Можно ли погасить конфликт, пользуясь этими правилами спора?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Дай определения: общение, этикет, конфликт, ссора.
в) Подумай, почему говорят: «Молчание — золото».
г) Реши кроссворд:
Вопросы:
1. Выбор линии поведения во время конфликта.
2. Набор социально значимых качеств человека.
3. Человеколюбие.
4. Характер действий в определенной ситуации.
5. Набор негативных чувств.
6. Официальные, деловые, личные, неформальные ...
7. Отдельно взятый человек.
8. Один из видов межличностных взаимоотношений.
Ответы: 1. Стратегия. 2. Личность. 3. Гуманизм. 4. Поведение. 5. Антипатия. 6. Отношения. 7. Индивид. 8. Приятельство.
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 20 и № 21, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
Возможно два варианта изучения данной темы.
Вариант 1
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1, с. 74-78. Задание для учащихся. Работая с учебником 1, § 13, заполните таблицу и сделайте вывод.
Вопросы |
Признаки малых групп |
Роль члена группы |
1. Что считать группой? |
Объединение людей по разным признакам с численностью 7+2 человека. |
Общение, возможность решить конфликтную ситуацию. |
2. На какие виды делятся малые группы? |
Временные и постоянные, формальные и неформальные |
Зависит от статуса члена группы. |
3. Что такое групповые нормы? Как они влияют на положение человека в группе? |
Каждая группа устанавливает свои групповые нормы, ценности и санкции. |
Человек может принимать групповые нормы и ценности, а может пытаться им противостоять, но в таком случае группа может использовать санкции — осуждение, внушение, исключение из группы или, наоборот, поощрительные санкции. |
4. Что такое групповой эгоизм? Как человек реагирует на групповое давление? |
Группа обязывает каждого человека подчиняться общим интересам. |
Существует три способа реагирования на групповое давление: 1. бессознательное восприятие поведения группы; 2. конформизм — внешнее восприятие при внутреннем расхождении с мнением группы; 3. сознательное согласие с мнением группы. |
Вывод:
— Каждый человек в течение своей жизни входит во множество малых групп. Это семья, класс, спортивная команда, студенческая группа, друзья во дворе, трудовой коллектив и т.д.
— Внутри каждой группы существует определенный порядок (групповые нормы и ценности), которым каждый член группы должен подчиняться, принимая правила существования группы.
Вариант 2
Задание для учащихся. Работая со словарем и текстом дополнительного источника, (см. дополнительный материал для учителя) определите виды малых групп, их отличия и особенности, приведите примеры.
Виды малых групп: условные и реальные; естественные и лабораторные; формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); слаборазвитые и высокоразвитые; корпорации и коллективы; референтные и нереферентные.
Примерами малых групп могут послужить: семья, группа одноклассников, спортивная команда, уличная компания.
IV. Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя)
1. Выполнение заданий 3, 4 из учебника 1, с. 78-79 или заданий 6, 7 учебника 2, с. 157.
2. В какие малые группы входят ученики класса?
3. Почему семья — это малая группа?
4. Можно ли считать спортивную команду малой группой? Почему?
5. Дай определения понятиям: коллектив, конформизм, групповые нормы, формальная группа, неформальное объединение.
V. Подведение итогов урока
1. Что такое малая группа?
2. По каким признакам образуются малые группы?
3. Что такое групповые нормы?
Домашнее задание
1. Прочитать § 13 учебника 1.
2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:
— Что такое малая группа?
— Как группа оказывает влияние на человека?
3. Выполнить задания 1 из учебника, с. 7.
4. Индивидуальное задание одному ученику: подготовить сообщение о неформальных объединениях молодежи.
Дополнительный материал для учителя
Понятия малой группы и коллектива
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу и делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей), до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим, климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные, или номинальные, - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей.
В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название - официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными.
Референтная - это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение очень многих людей, не только для членов данного коллектива, В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Немов Р.С. Психология. С. 528—532.