БЕСЦЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ СОЮЗ

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

БЕСЦЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ СОЮЗ

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию отличия дружбы от приятельских отношений.

2. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

3. Способствовать воспитанию у учащихся понятий о ценности дружбы.

Учебное оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, словари, портреты.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова и понятия (дружба, дружба как межличностное отношение, групповая солидарность), таблица с вопросами, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Малая группа»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 22 и № 23.

КАРТОЧКА № 22

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Что такое малая группа?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Почему образуются объединения людей в малые группы?

• Какую численность считать идеальной для малой группы?

• Какие цели может преследовать малая группа?

• Какая форма малой группы будет наиболее распространенной? Почему?

в) Сделай вывод.


КАРТОЧКА № 23

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Как группа оказывает влияние на человека?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что такое статус человека?

• Как складываются отношения внутри малых групп?

• Какие групповые нормы существуют внутри группы? Как группа оказывает влияние на своих членов?

• Почему члены группы соглашаются с групповыми нормами?

• Что такое конформизм? Всегда ли хорошо быть конформистом? Легко ли выступить против мнения группы?

• Что такое коллектив?

в) Сделай вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Заполни пропуски в предложениях словами и словосочетаниями в соответствующем падеже:

Примерами ... могут служить семья, класс, дружеская компания. Группа — реально существующее образование, объединяющее людей по каким-либо .... Малая группа начинается с ..., но, по мнению некоторых ученых,... оптимальное число ее участников. Признаком, отличающим группу, можно считать существование какой-то общей ..., подчиненной общей .... В зависимости от длительности существования малые группы делятся на... и .... По характеру отношений между членами группы они бывают... и .... Положение человека в малой группе определяется его в соответствии с ним человек всегда играет какую-либо....

Ответы: 1. Группы. 2. Признакам. 3. Двух человек. 4. Семь плюс-минус два. 5. Цели. 6. Деятельности. 7. Временные. 8. Постоянные. 9. Официальные (формальные). 10. Неофициальные (неформальные). 11. Статусом. 12. Роль.

в) Фронтальный опрос:

1. Что такое группа?

2. Каков количественный состав группы? Почему?

3. От чего зависят отношения между членами группы?

4. Чем определяется положение человека в группе?

5. Что такое групповые нормы?

6. Какими бывают групповые санкции?

7. Хорошо ли, когда в группе существует конформизм?

г) Дай письменные определения понятиям: коллектив, конформизм, групповые нормы, формальная группа, неформальное объединение.

д) Выполни задание 3 на с. 84 учебника.


3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 22 и № 23, отзывы одноклассников.


III. Изучение новой темы

План:

• Дружба как межличностные отношения.

• Почему мы дорожим дружбой.

Задача для учащихся. Какие отношения между людьми можно считать дружбой?


Вариант 1

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: учебник 1 § 14.

Задания для учащихся.

1. Заполнить таблицу, отвечая на вопросы.

2. Выяснить роль дружеских взаимоотношений в жизни человека.


Вопросы:

Ответы на вопросы:

Чем дружба отличается от деловых отношений и групповой солидарности?

Деловые отношения бывают основаны на общности занятий и разделении обязанностей. Групповая солидарность — единодушие, общность интересов, активная поддержка действий, мнений. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ожегов

Каковы предпосылки и мотивы дружбы?

Предпосылки дружбы - это принадлежность к одному коллективу, «пространственная близость», сходство-различие личностных качеств, интересы.

Мотивы дружбы — это верность и преданность, внутренняя близость.

Между кем возможна дружба? Как она характеризуется?

Дружба между старшим и младшим. Позволяет выявить лучшие качества старшего друга. Он начинает чувствовать ответственность за младших товарищей.

Мужская дружба. Эмоционально более сдержана. Она основана на общности взглядов и интересов. Дружба между девочками. Более эмоциональна. Сходство в чувствах, в переживаниях.

Дружба между мальчиком и девочкой. Этот вид дружбы можно оставить для обсуждения в классе, не дают точного ответа на него и психологи.

Чего мы ждем от друга?

Для друга люди бывают готовы на все. От друзей ждут: понимания, чуткости, верности, поддержки в трудную минуту, умения порадоваться вместе, через друга пытаются понять самого себя. Основа дружбы — взаимная поддержка, взаимное уважение, правдивость.

Какие качества мешают иметь друзей?

Со словом «дружба» не совместимы жадность, зависть, высокомерие, мелочность и черствость. Человек, у которого нет друзей, должен посмотреть на самого себя, интересен ли он, умеет ли общаться.

Чем дружба отличается от приятельства?

С приятелями можно хорошо провести время. Послушать музыку, приготовить уроки, сходить в кино, поделиться впечатлениями об увиденном. Только друг в любую минуту будет готов прийти к тебе на помощь, ничего не требуя от тебя. Он поймет тебя и поможет тебе оценить твои поступки.

Как проверяется дружба?

Дружба проверяется бедами, обыденными мелочами, временем.


2. Беседа по прочитанному тексту и вопросам, поставленным в таблице. Выполни задания.

1. Приведи примеры деловых отношений и групповой солидарности.

2. Можно ли дополнить список мотивов дружбы, перечисленных в учебнике.

3. Знаешь ли ты людей, чья дружба стала примером для других.

4. Какую роль играют друзья в твоей жизни?


Вариант 2

Возможен комбинированный урок обществознания и литературы.

Задание для учащихся. Какие произведения литературы посвящены дружбе между людьми?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 § 14.

2. Работа с фрагментами произведений художественной литературы.

Задание для учащихся.

1. Что связывает героев каждого из произведений?

2. Вспомните, какие испытания прошла или должна пройти их дружба? Смогут ли сохранить герои дружеские отношения?

3. В каких произведениях литературы рассматриваются вопросы дружбы?


Фрагмент 1

Жизнь четверых молодых людей постепенно стала общей. Д’Артаньян, не имевший никаких привычек, потому что, прибыв из провинции и попав в общество совершенно для него новое, усвоил привычки своих друзей.

Зимой вставали около восьми, а летом около шести и отправлялись к господину де Тревилю узнать пароль и вообще положение дел. Д’Артаньян, хоть и не был мушкетером, вместе с друзьями нес службу с трогательной добросовестностью: он был всегда в карауле, потому что всегда оставался с тем из своих друзей, чья очередь была дежурить. Его знали в казарме мушкетеров, и все считали его добрым товарищем. Господин де Тревиль, симпатизировавший ему с первого взгляда и привязавшийся к нему, беспрестанно, говорил о нем королю самые лестные слова.

Три наших мушкетера также очень полюбили своего молодого товарища. Дружба, соединившая этих четырех людей, и необходимость видеться по три или четыре раза в день — то из-за дуэли, то по делу, то ради удовольствия,— заставляли их вечно бегать друг за другом; неразлучных всегда можно было встретить в поисках друг друга между Люксембургом и площадью Сен-Сюльпис или между улицей Старой Голубятни и Люксембургом.

Дюма А. Три мушкетера. С. 105.


Фрагмент 2

Если друг

оказался вдруг

И не друг, и не враг,

А так...

Если сразу не разберешь, —

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни —

рискни! —

Не бросай одного

его

Пусть он в связке в одной

с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах —

не ах,

Если сразу раскис —

и вниз,

Шаг ступил на ледник —

и сник,

Оступился — и в крик, —

Значит, рядом с тобой –

чужой,

Ты его не брани —

гони:

Вверх таких не берут

и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил,

не ныл,

Пусть он хмур был и зол,

но шел,

А когда ты упал

со скал,

Он стонал,

но держал;

Если шел он с тобой

как в бой,

На вершине стоял — хмельной, —

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Высоцкий B. C. Четыре четверти пути. С. 196—197.


Фрагмент 3

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского.

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол», Андрей Гаврилович качал головою и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки.

Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай все расстроил и переменил.

Пушкин А. С. Дубровский. С. 126—127.


3. Беседа по тексту отрывков из произведений

1. В первом и третьем фрагментах дружеские отношения сложились у людей, принадлежащих к одной социальной группе. В первом и втором фрагменте дружба складывается в результате общей деятельности, интересов.

2. В «Трех мушкетерах» герои произведения участвовали в дуэлях и сражениях, защищая честь и достоинство друг друга, были готовы, не задумываясь, вступить в схватку с любыми врагами, рискуя своей карьерой, деньгами, жизнью. Эти взаимоотношения они пронесут до конца жизни.

В стихотворении Высоцкого друзья совершают восхождение, где надеяться они могут только на себя и на своих друзей, идущих с ними. Если друзья пройдут суровые испытания дружбы, то скорее всего сохранят ее на всю жизнь.

В повести Пушкина Дубровский и Троекуров, друзья с молодых лет, но их дружба разбилась, не пройдя испытание их амбициями. Когда ни один из них не захотел пойти на уступки другому. Скорее это была не дружба, а взаимоуважение, приятельство, которое дало трещину в результате нежелания идти на компромисс. Конфликт между бывшими приятелями привел к гибели Дубровского.

3. Примеры дружбы в произведениях литературы можно подобрать вместе с учителем литературы из курса школьной программы.


IV. Закрепление изученного на уроке.

1. Выполни задания 1-4 на с. 83 учебника 1.

2. Почему у тебя друзей меньше, чем хороших знакомых?

3. Нужно ли устраивать испытания дружбе?

4. Назови мотивы и предпосылки дружбы?


V. Подведение итогов урока

1. Какие отношения между людьми можно считать дружбой?

2. Чего для друга не жаль?

3. Почему важно уметь дружить?


Домашнее задание

1. Прочитать § 14 учебника 1.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Какие отношения между людьми можно считать дружбой?

— Почему мы дорожим дружбой?

3. Выполнить задания из учебника 1 в тетради: зад. 1, 2, 3 на с. 83-84.

4. Подготовить сообщения по теме «Дружба, достойная подражания».


Дополнительный материал для учителя

Дружбу можно определить как положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба - это в основном отношения между людьми одного и того же пола.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми, или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим, в частности, содержание общения друзей отличается от общения просто знакомых или приятелей.

В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера, такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Это - переход к взрослости, называемый в обыденной жизни отрочеством, а на языке возрастной психологии именуемый подростничеством. Здесь впервые осознаются и в межличностном общении подростков с окружающими людьми усваиваются основные нормы и правила дружбы.

Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно интимные. Для того чтобы стать полноправным участником дружеских отношений, человек, как личность, должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 14-15 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном своем объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам.

Если у детей дружба содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые кроме общности личностных и интеллектуальных качеств обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений.

С возрастом и повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая интегральную творческую работу. В истории науки, литературе, искусстве экономике и политике известно немало примеров того, как друзья сохранили свои дружеские отношения и перенесли их в профессиональную деятельность.

Немов Р. С. Психология. С. 602 — 604.






Для любых предложений по сайту: [email protected]