Обществознание - поурочные разработки 8 класс
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию важности взаимопонимания между людьми различных национальностей и предотвращения межнациональных конфликтов.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику другой национальности.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений, племя, народность), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Социальная сфера жизни общества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 36 и № 37.
КАРТОЧКА № 36
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Каковы причины социальных конфликтов в обществе?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• На какие социальные группы делится общество?
• Как возникает социальное неравенство?
• Что может вызвать социальный конфликт?
• Почему происходят социальные революции?
• Почему большинство революций часто носят насильственный характер?
• Какова роль социальных конфликтов в обществе?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 37
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Как социальный статус определяет социальные роли человека?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Какие позиции определяют социальный статус человека?
• Что такое предписанный статус?
• Как социальный статус может определять твое поведение?
• Что произойдет, если человек отойдет от социальной роли поведения?
• Приведи примеры ролевых конфликтов.
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Подумай, почему средний класс является стабилизирующим элементом современного общества?
в) Ответь на вопросы:
Какие социальные группы существуют в нашей стране? Какие возможности перехода из одной группы в другую существуют в наше время?
г) Выполнение задания по дополнительному материалу:
Какие взгляды Кальвина, по твоему мнению, заложили основы новых социальных конфликтов?
Дополнительный материал
Судьба человека предопределена заранее, говорил Кальвин, но ему не дано знать, является ли он «избранным» или «осужденным»; лишь по отдельным слабым признакам можно предположить, что он принадлежит к «избранным», и один из этих признаков - это жизненный успех. Удачливые, богатые, знатные - это избранники, а бедняки и неудачники - это отвергнутые; таким образом, получалось, что мир, где соседствовали богатство и нищета, построен на началах божественной справедливости. Добрые дела не служат к спасению души, поэтому можно не помогать бедным, говорил Кальвин, бедные - попросту бездельники, и их надо заставить работать.
Нефедов С. Л. История нового времени. С. 104.
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 36 и № 37, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Отношения между нациями.
• Отношение к истории и традициям народа.
• Межнациональные отношения в современном обществе.
Задача для учащихся. Выяснить, можно ли жить без межнациональных конфликтов?
1. Организация работы по группам.
Каждая группа получает карточку-задание. Готовит выступление по дополнительной литературе, в классе обосновывая актуальность данной проблемы.
Условия работы групп:
а) Подготовка к выступлению — 10 минут;
б) Выступления групп — 5—7 минут;
в) Подведение итогов выступлений — 5 минут.
2. Подготовка к выступлению и выступление групп.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1
Современные нации и народности
Внимательно изучите литературу (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 22, с. 129 или учебник 2 § 21, с. 136 — 143.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление.
Ответьте на вопросы:
— Какие нации и народы живут в современном мире?
— Какую роль играли государства в складывании наций?
— Каковы признаки нации?
— Существуют ли межнациональные конфликты в современном мире?
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2
Отношение к истории в современном мире
Внимательно изучите литературу (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 22 с. 129-130 или учебник 2 § 22, с. 146—149.
• Дополнительная литература см. ниже (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление.
Ответьте на вопросы:
- Почему надо уважать историю своего народа?
- Как относиться к истории других народов?
- Почему в некоторых странах пытаются пересмотреть историю Великой Отечественной войны?
- К каким последствиям может привести такой пересмотр истории?
Им Гитлер был «настоящим отцом»
«Мы правильно примкнули к фюреру», — считают бывшие братья по соцлагерю.
В годовщину начала Великой Отечественной «АиФ» публикует сенсационное расследование: страны-союзницы нацистской Германии, вместе с ней напавшие на СССР, успели переписать историю — полностью оправдав свое участие в войне.
...НАЧНЕМ с Румынии. В феврале этого года Апелляционная палата в Бухаресте постановила, что «вступление в войну против СССР 22 июня 1941 г.» было... «законным» и «справедливым», так как требовалось вернуть «потерянные территории» — то есть Молдавию. Правда, предвещая «скорую победу над Москвой», диктатор Антонеску обещал включение в состав «великой Румынии» также Одессы и Крыма. Но об этом — ни слова. Да и сам маршал Антонеску скоро явно будет зачислен в ангелы: с него официально сняли обвинения «за преступления против мира и агрессию против СССР» (по этим пунктам трибунал еще при власти короля приговорил диктатора к расстрелу). Румынских солдат местные историки изображают храбрецами в белых перчатках: нигде нет никакой информации о том, что руки армии миролюбивого Антонеску по локоть в крови, ибо ее каратели расстреляли в «освобожденной Молдавии» сотни тысяч евреев. Когда Израиль заявил протест по этому поводу, разразился скандал: премьеру Румынии пришлось признать — да, «иногда имели место жестокие убийства нашими солдатами в СССР мирных жителей и евреев». Сотни тысяч жертв — это всего лишь «имели место»: такая, право, незначительная мелочь. Союз с нацистами уже не осуждается, ибо румынские историки пишут в учебниках: их страна, напавшая на СССР, являлась «жертвой пакта Молотова — Риббентропа». «Государство объединилось с Гитлером исключительно от отчаяния», а потом еще четыре года не могло разъединиться — видимо, столь велико было отчаяние. Есть и другие чудесные перлы — «социализм был навязан Румынии незаконно оккупировавшими ее войсками». И почему советские солдаты «незаконно» вошли в страну, воевавшую на стороне Гитлера? Совершенно непонятно.
«Сталин специально нас спровоцировал»
... БОЛГАРЫ на этом фоне выглядят куда лучше, поскольку признают — слова из песни не выкинешь. В учебниках истории честно подмечено: Болгария добровольно примкнула к нацистской Германии. Однако прежняя информация о «монархическом режиме, заключившем союз с Гитлером вопреки воле народа», загадочно исчезла. Вместо этого появились туманные объяснения, что «у страны не было другого выбора». Далее обнаруживается настоящая сенсация: «победа над нацизмом не была бы одержана без помощи Болгарии». Каким образом? Да, в общем-то, простым: «если бы болгарские войска отправили на Восточный фронт, то ситуация могла бы измениться» — тут уж не знаешь, смеяться или плакать. Разумеется, в учебниках стали меньше упоминать о советских военных успехах, зато много добавилось о вкладе США, «благодаря которому было сокрушено могущество Германии». Короче, тамошние историки рады бы прямо сказать, что Гитлера победили только американцы с болгарами, но пока немного стесняются.
Особо упоминается, что Болгария не объявляла войны СССР, однако «советские войска свергли болгарскую демократию». И ерунда, что назвать тогдашнюю власть под эгидой Гитлера «демократией» язык не поворачивается даже у американских историков. Именем царя Бориса III, заключившего союз с Третьим рейхом, отмечены улицы в городах. В Софии вышло три книги ветеранов болгарской бригады СС, объясняющих, что они воевали за свободу против коммунистов. Этот модный лозунг все спишет.
...В Венгрии обсуждается вопрос о сносе памятника советским солдатам в центре Будапешта. Мол, из-за подавления СССР восстания 1956 года он там неуместен. Вообще-то монумент был поставлен в честь других событий — освобождения города от подразделений германского вермахта. Венгрия объявила войну Советскому Союзу 27 июня 1941 года, послав на Восточный фронт десятки тысяч солдат. Теперь причина войны оспаривается — мол, «Венгрию вынудили это сделать». Диктатор Миклош Хорти объяснил начало войны тем, что советские самолеты разбомбили город Кашша. В 1946 году международная комиссия установила, что бомбардировку Кашши организовали немцы, дабы дать достойный повод Хорти вступить в войну с СССР. Сейчас все снова пересмотрено: «скорее всего, это была советская авиация», поэтому «Венгрии пришлось себя защищать». В СМИ публиковалось и экзотическое мнение, что СССР сам все спровоцировал, чтобы иметь повод (!) для захвата Венгрии. Да уж — в тот момент, когда немцы почти вошли в Минск, Сталин был озабочен только этим.
О действиях венгерских карателей, сжегших десятки сел в Брянской области, а также о расстрелах тысяч мирных жителей венгерскими военными — в учебниках ни единого слова. К чему? Вот сделать акцент на «зверствах советских войск» на территории послевоенной Венгрии — это милое дело. Кстати, останки союзника Гитлера Миклоша Хорти в 1993 году перевезли из Португалии и с почестями перезахоронили на родине. Тут и комментариев никаких не дашь к столь умному решению — хоть стой, хоть падай.
Ставленника фюрера хотели сделать святым
... СЛОВАКИЯ объявила войну СССР 23 июня 1941 года и отправила на фронт две дивизии плюс авиацию. Сейчас некоторые гениальные депутаты словацкого парламента объясняют: дело было, может, и неправильное — но необходимое. Так как «подобным образом укреплялась независимость молодого государства». Десять лет назад издали учебник истории, где профессор Милан Дурица откровенничал: «Войну СССР нужно было объявить, дабы принести русскому народу свободу». Далее мудрое издание информировало читателей, что вопрос в Словакии был решен в соответствии с христианскими моральными принципами”. Велика ж была та мораль, если из 70 тысяч словацких евреев выжило меньше десяти процентов. После скандала учебник из продажи изъяли, а пламенный историк Дурица обратился к католической церкви с призывом... канонизировать казненного диктатора Йозефа Тисо. Церковь отреагировала своеобразно: ее представитель, архиепископ Ян Сокол, заявил в телеинтервью: «Да, Тисо был ставленником Гитлера и вступил в войну против СССР, но стоит поблагодарить его за экономическое процветание страны». В биографии этого «чудесного» экономического реформатора, опубликованной в Словакии, приведены прямые цитаты из его «добрых и человеколюбивых» речей: Тисо называет Гитлера «настоящим отцом» и призывает молиться за победу немцев, чтобы те «уничтожили всех коммунистов, евреев и цыган».
...Стоит представить, что бы началось, если б Норвегия заявила: посылка премьером Квислингом местных СС против войск США «законна». Или Италия с почестями перезахоронила бы дуче Муссолини. Но такое невозможно — в нормальных европейских государствах союз с Гитлером считается национальным позором. Зато наши бывшие братья но соцлагерю такой щепетильностью не страдают. Они уже не только оправдывают свое участие в войне на стороне Гитлера, реабилитируя пронацистских политиков, но заявляют — вы сами виноваты, что мы напали на вас. Скажу без политкорректности: такое поведение — натуральная шизофрения. Пример Израиля, который жестко реагирует на любую попытку переписывания истории, весьма показателен. И нам тоже следует перестать возмущаться впустую, а начинать бить по рукам. Может быть, тогда и до головы дойдет.
Зотов Г. Им Гитлер был «настоящим отцом».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3
Причины современных межнациональных конфликтов Внимательно изучите литературу (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 22, с. 131—133 или учебник 2 § 22, с. 146—150.
• Дополнительная литература см. ниже (используйте фонд школьной библиотеки).
Подготовьте небольшое выступление.
Ответьте на вопросы:
— Какие примеры национальных конфликтов ты можешь привести? (Используй политическую карту мира)
— Существуют ли такие конфликты в развитых странах?
— Почему обострились национальные конфликты в современном мире?
— Каковы причины национальных конфликтов?
О демографической проблеме
Давайте говорить откровенно: демографический баланс смещается. Есть проблемы с рождаемостью в Центральной России, Северо-Западной, в Сибири, на Дальнем Востоке. А вот на Северном Кавказе такой проблемы нет. Сейчас по рождаемости соревнуются Ингушетия, Дагестан и Чечня. В Ингушетии в прошлом году было в среднем 14 детей на семью. Чеченская нация совершила серьезный рывок и достигла общей численности более миллиона человек.
По разным оценкам, 30 процентов всех мировых запасов находятся в России. А какова доля населения нашей страны от населения земного шара? 2,3 процента. И это в тот момент, когда началась агрессивная война за ресурсы, потому что население земного шара растет. Тесно. Потепление климата на планете — беда для некоторых стран — для России может оказаться благом: наша холодная страна потеплеет, мы расширим зону сельского хозяйства. И воды у нас больше всех. Поэтому, конечно, Россия становится объектом пристального внимания. Чтобы удержать эту территорию, надо наращивать и демографический потенциал. Неразумно делать это только за счет народов Северного Кавказа, Поволжья.
Парламентская газета. 2007. № 77.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4
Национальные отношения в современной России
Внимательно изучите литературу (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 22 или учебник 2 § 21—22.
• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки). Подготовьте небольшое выступление.
Ответьте на вопросы:
- Какие нации и народности живут в нашей стране?
- Какие межнациональные конфликты были в истории нашей страны?
- Как развиваются национальные отношения в современной России?
- Какие проблемы национальных отношений еше требуют своего решения?
- Почему Россия заинтересована в решении национальных проблем за ее границами?
О нациях и религиях
Казалась бы, азбучная истина: Российская Федерация обладает уникальным национальным и конфессиональным составом, на ее территории проживает свыше 160 наций и народностей и действует 62 конфессии. С одной стороны, это наше конкурентное преимущество по сравнению с другими государствами, богатство России наряду с ее природными ресурсами. Но с другой, это большая проблема, потому что поддержание национального мира — очень затратное дело. Причем затраты как душевные, так и материальные.
На серьезном уровне в современной России на правовое регулирование межнациональных отношений обратили внимание более 10 лет назад, когда была утверждена концепция государственной национальной политики. Примерно тогда же предпринимались попытки создать специальные структуры, которые бы этим занимались, с моей точки зрения, - все неудачные. За 10 лет Министерство по делам национальностей было 10 раз реформировано, сменялись 10 министров. Какое- то время тему вел Минкультуры. После бесланской трагедии появился Минрегионнац, но и там национальная составляющая была не на первом месте.
В конечном итоге, по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Миронова была создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Объединенной она называется потому, что имеет смешанный состав: половину ее составляют сенаторы, другую половину — председатели региональных законодательных собраний. Мы принципиально пошли именно на такой формат, потому что национальная политика творится не в Москве, где она лишь вырабатывается, а в регионах. Комиссия сформирована таким образом, чтобы было равное представительство от федеральных округов. Председателем комиссии является руководитель верхней палаты, и у него есть четыре заместителя, двое из них — члены Совета Федерации, двое — председатели заксобраний. При этом постарались сделать так, чтобы каждый из заместителей ассоциировался с одной из четырех традиционных конфессий.
Комиссия прежде всего, конечно же, занимается совершенствованием законодательства. Но и практическими делами тоже. Слава Богу, их оказалось немного. Но 11 раз в течение этого года члены комиссии были вынуждены на местах разбираться с инцидентами, которые могли привести к конфликтам на межнациональной или конфессиональной почве. Как только поступала информация, мгновенно выезжали и без лишнего шума снимали проблему. По вполне понятным причинам я не хочу называть географию конфликтов. Но, поверьте на слово, мы способны погасить страсти. И когда сейчас говорят, что надо возродить Миннац, то утверждаю: не надо. С кругом его обязанностей вполне может справиться Совет Федерации как палата регионов. Следует лишь подтянуть к нему соответствующие ресурсы.
В России Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Поэтому те процессы, которые в ней происходят, конечно, не могут не тревожить. Трудами Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с православием ситуация складывается получше, а вот развитие ислама в России нуждается в серьезном внимании, в том числе и со стороны государства. В самом исламе за счет существования различных экстремистских течений есть большое количество проблем. Связаны они во многом с тем, что не позаботились мы до сих пор о своевременном и качественном кадровом пополнении мусульманского духовенства. У нас существует 250 исламских образовательных центров, а регистрацию прошли и получили лицензию только 75. Приходит человек, искренне верующий в постулаты веры, и начинает учить, но только так, как он их понимает. Из 3 тысяч человек, обучающихся за рубежом, только 200 направлены официальными муфтиятами.
В России необходимо открыть престижный исламский университет или хотя бы филиал какого-то уже известного зарубежного исламского университета, где можно было бы получить самое качественное духовное образование и дипломом которого можно было бы гордиться так же, как гордятся своим выпускники Московского, Питерского университетов или Сергиево-Посадской духовной академии. Это большая государственная задача, и здесь надо, конечно, протянуть российским мусульманам руку помощи. Коль скоро ислам распространяется на территории России достаточно быстро, давайте искать цивилизованные формы взаимодействия интеграции.
О ситуации на Украине
Все последние избирательные циклы на Украине — три тура выборов президента и выборы в парламент — прошли на моих глазах, так как я постоянно возглавлял миссии наблюдателей. Уже тогда, когда на майдане кипели нешуточные «оранжевые» страсти, у меня была стопроцентная уверенность — договорятся. А все потому, что на Украине есть традиция решать внутриполитические проблемы без кровавых исходов. Как бы ни буйствовали внешне оранжевые, красные или бело-синие, к счастью, все обходятся без людских потерь. Договорятся и сейчас, ждать осталось недолго. (Беседа в «ПГ» состоялась незадолго до того, как Верховная Рада Украины приняла поправки в закон о выборах. — Примеч. ред.). Если Верховная Рада примет решение проводить выборы 30 сентября, то они пройдут в срок и пройдут качественно. Во всяком случае мы готовимся к тому, чтобы поехать туда с группой наблюдателей.
Хочу отметить, кстати, что действия наших наблюдателей куда эффективнее действий делегаций из европейских стран. Они ведь приезжают, не зная языка и местных условий. Хотя, должен признать, в последнее время позиции ОБСЕ и позиции наблюдателей из России совпадают. Так было на выборах в Сербии, Армении, надеюсь, так сложится и на предстоящих выборах на Украине.
Парламентская газета. 2007. № 77.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5
Конституция России о национальных отношениях
Внимательно изучите литературу (распределите между собой работу над заданием):
• Учебник 1 § 22, с. 132—133.
• Статьи Конституции России (см. ниже).
Ответьте на вопросы:
— Почему приняты законы, касающиеся национальности человека?
— Как связаны национальность и свобода вероисповедания?
— Почему для нашей страны особенно важно решение национального вопроса?
— Почему отдельно выделены права малых народов?
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 69
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Какие государства мира имеют общий язык; религию; денежную единицу?
2. Почему возникают межнациональные конфликты?
3. Что необходимо, чтобы предотвратить нарастание межнациональных конфликтов?
4. Почему национальный вопрос очень важен для нашей страны?
V. Подведение итогов урока
1. Почему важно предотвращать межнациональные конфликты?
2. Как общаться с собеседником другой национальности?
3. Как законы нашей страны защищают равенство всех наций и народностей?
Домашнее задание
1. Прочитать § 22 учебника 1 или § 18, 21, 22 учебника 2.
2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:
— Как происходило образование современных наций и народностей? Каким должно быть отношение к их истории, культуре и традициям?
— Каковы причины межнациональных конфликтов и пути их решения?
3. Выполнить задания 5, 9 учебника 1, с. 134 или задания 3, 5 учебника 2, с. 151.
4. Повторить § 11 и § 16 учебника 1 или § 5 учебника 2.
Дополнительный материал для учителя
Что русскому хорошо?
Как мифы о национальном характере мешают модернизации страны
Какие мы - русские? Далек ли современный образ русского человека от вековых мифологизированных представлений? Как нам выйти из плена идеологических штампов о самих себе? Кому выгодны эти штампы? На эти вопросы «РГ» отвечает доктор философских наук Александр Ципко.
Российская газета: Что такое, с вашей точки зрения, «национальный характер»? В науке ведь этого термина не существует, во всяком случае это не предмет аналитики.
Александр Ципко: «Национального характера» на все времена нет. Как и особой «русской цивилизации», особого «русского человека», который - по шаблону - не любит собственность, не любит преуспевание, нерационален, отдается великим порывам, и единственное, на что способен, так это витать в облаках. Все это мифы, которые абсолютно не соответствуют русской истории.
Россия разнолика. Было патриархальное Нечерноземье, которое не приняло реформы Столыпина. Юг России и Крым - это совершенно другой тип людей, состоятельных и способных. А сибиряки - наиболее сильные русские люди. Поэтому выпячивание в качестве «русского характера» некоторых особенностей крестьян Нечерноземья, мягко говоря, надуманно.
РГ: Но ведь есть поговорка «Что русскому - хорошо, то немцу - смерть»? Значит, общие черты у нас все же есть?
Ципко: Да, есть психочерты, настроение души, что ли, которое присуще русскому человеку, оно не совпадает с настроениями души немца, итальянца, француза, грека.
РГ: И каковы эти особенности этнопсихологии?
Ципко: Ну, к примеру, движение психики из крайности в крайность. Почему у нас прижились революционные настроения? Потому что так развивается наша история: спокойствие, спокойствие - потом взрыв! Желание резких перемен. Действительно, есть временная утрата чувства реальности, желание чуда сразу. Помните, у Ленина: «От нас требовали чуда, и мы дали чудо. Чудо революции». Есть и другое: скажем, поразительное легковерие, желание начать новую жизнь. Кстати, крайне опасное легковерие. А еще поразительная внушаемость. Я много времени провел за границей: в Польше, Японии, в Штатах. Там народ гораздо более критичный и реалистичный. Их невозможно соблазнить, например, псевдопатриотизмом в духе Жириновского.
РГ: А что делает нас именно такими?
Ципко: Я думаю, важно то, что связано с православием, византийской и греческой культурой. С историей.
Без золотой середины
РГ: А каковы, на ваш взгляд, наши козыри?
Ципко: Так в том-то и дело, что невозможно одно оторвать от другого. Возьмите хотя бы способность сострадания, даже вопреки здравому смыслу. Я наблюдаю за современниками. Мало кто пройдет мимо нищего. Хотя все знают, что это почти профессионалы. Отзывчивость и доброта - русская психология. Но самое главное, золотая середина - это не про нас: грешить, так грешить, каяться, так каяться.
РГ: Почему, как вам кажется, прижился «русский миф»? Его поддерживали многие очень почитаемые российские мыслители.
Ципко: В советское время он был популярен среди интеллигенции, потому что не совпадал с марксизмом. Это была своеобразная форма диссидентства. Мы понимали, что все разговоры о нации, о судьбе и психологии народа коренным образом противоречат официальной идеологии.
В начале 90-х эти идеи имели успех, потому что в условиях тотального распада люди потеряли веру в себя, начали проклинать свою историю, русскую судьбу. А русский миф спасал от тотального национального нигилизма. Но прошло 20 лет, мы сохранили государство, выходим в мир. Хорошо было слушать красивые тексты умного славянофила Хомякова о том, что православные живут, монашествуя. Но пришло рациональное время. Кстати, об этом и отцы церкви говорят.
РГ: Как рынок сочетается с православным учением?
Ципко: Почитайте выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в РГГУ. Если уж мы вошли в этот современный мир, говорил он, то не сможем уйти от модернизации. И придумать особую модернизацию и особые механизмы, кроме рынка и индивидуальной предприимчивости, не сможем. Владыка ставит вопросы: «Есть ли в нашем характере нечто такое, что поможет нам остаться людьми, достойными современной цивилизации? Разве православие противоречит идее хозяина?» И отвечает, цитирую почти дословно: «Если Бог сотворил этот материально-вещественный мир, то русский человек, который имеет семью и дом, должен заботиться о хозяйстве, о собственности. Другое дело, что к богатству не следует прикипать душой».
РГ: Индивидуальная предприимчивость, рационализм... Как в этот ряд вписать русскую общинность?
Ципко: Еще один славянофильский миф. Община была создана после того, как освободили крестьян от крепостного права - сверху, административно, чтобы удобнее было собирать налоги.
Банкроты или святые?
РГ: А что скажете о советском «русском характере»?
Ципко: Мы часто специфические, морально-психологические особенности жизни и поведения человека в рамках уникальной советской системы переносим на русский характер. Не понимая, что с точки зрения исторической науки советская система - абсолютная случайность. Не будь мировой войны, миллионов солдат, которые не знали, что делать, не будь союза и с Францией, и с Англией, не было бы и советской России. Другое дело, что на выходе из советской тоталитарной системы мы сейчас имеем покалеченную нацию. Даже татары не так уничтожали у покоренных народов элиту, как мы уничтожили самих себя.
РГ: Миф о русском характере, не приспособленном к жизни, кому сейчас выгоден?
Ципко: Одинаково и либералам, и почвенникам. Марксистам была очень выгодна идея о русском человеке, который готов страдать и жить в бараках. Но это вранье, что он пошел за большевиками, потому что коммунизм соответствовал его природе. Сколько процентов участвовало в Гражданской войне? 10-12 процентов. А остальные выжидали. Не появись Троцкий, который устроил заградотряды у Казани, не известно, чем бы окончилась революция! А заградительные отряды состояли из латышей, венгров и китайцев! Я к тому, что это была интернациональная большевистская революция.
Либералы же представляют нас патриархальной, негодной к модернизации страной. А раз так, надо русских переделывать, необходимо западное влияние. Мол, поменяем их архетип, сделаем способными жить свободно, любить собственность.
Есть и третье направление. Многие мои знакомые уходят в романтическое славянофильство, в культурное гетто. Ощущения там такие: есть враждебный мир, а мы - святые - не оскверним себя внешними контактами. Там рассуждают о великой России, подымают за нее тосты. Но это гетто вымирания. Либералам такой расклад выгоден, потому что им мила мысль о подконтрольности России, славянофилам - потому что делать ничего не хотят.
РГ: По-вашему, получается: избавимся от мифов и заживем хорошо. Однако что-то недосказано по поводу того, какие же мы.
Ципко: Нужно отбросить мнения радикальных либералов и агрессивных славянофилов. Ведь это же не только проблема культуры, это проблема мировоззренческая. У тех и других получается, что Россия без советской системы не могла решить проблемы индустриализации.
РГ: Как и современная Россия - проблемы модернизации?
Ципко: А это уже проблема груза марксизма, который висит над нашим сознанием под видом русского мифа. И оставляет нас в рамках марксистско-ленинской идеологии. Если вы признаете, что без революции русские не могли решить проблемы цивилизованности, чем это, мои дорогие, отличается от взглядов нынешних либералов, что современная Россия без Запада не может ответить на вызовы современной цивилизации?
РГ: Традиционный вопрос русской интеллигенции: что делать?
Ципко: Подвергнуть ревизии русскую культуру и представить себе русскую точку зрения. Не знаю, как вам, а мне ближе всего либеральный патриотизм Струве. Струве размышлял, как соединить русский суверенитет со свободой.
А какие доктрины популярны сейчас? Возьмем хоть группу Холмогорова. Они неосознанно или лукаво берут миф о русском человеке и начинают оценивать русскую историю в соответствии с этим мифом. Что тогда получается? К примеру, был плохой Хрущев, который соблазнил русского человека благосостоянием и «перевел его из барака в пятиэтажки». Замечу, что сами эти ребята любят жить в пятизвездочных отелях. Это попахивает цинизмом.
Новоселова Е., Яковлева Е. Российская газета (Неделя).