СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию необходимости преемственности поколений, защиты ребенка от любых ущемлений его прав.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Учебное оборудование: Декларация прав ребенка.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (права ребенка, поколение, возрастная когорта, конвенция), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нации и межнациональные отношения»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 38 и 39.

КАРТОЧКА № 38

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Как происходило образование современных наций и народностей? Каким должно быть отношение к их истории, культуре и традициям?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Что объединяло людей в первобытном обществе?

• Как происходило складывание древнерусского народа?

• Какую роль в складывании единой нации играют экономика, политика, религия и культура?

• Какие традиции имеют много общего у разных народов?

• Почему важно знать и любить историю своего народа и уважать историю других?

в) Сделай вывод.


КАРТОЧКА № 39

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Каковы причины межнациональных конфликтов и пути их решения?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие межнациональные конфликты тебе известны?

• Каковы причины этих конфликтов?

• Кому бывают выгодны межнациональные конфликты? Приведи примеры.

• Какие организации борются за предотвращение межнациональных конфликтов и разрешение уже существующих?

• Как можно решить межнациональные конфликты на современном этапе?

в) Сделай вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Подбери слова антонимы: друг — ..., симпатия —..., законность — ..., любовь — ..., добро — ....

в) Выполнение задания по дополнительной литературе: Дубровский.

3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам №38 и №39, отзывы одноклассников.


III. Изучение новой темы

План:

• Что такое поколение?

• «Отцы и дети».

• Детство — особый период.

Задача для учащихся. Почему необходимо сохранять связь между поколениями?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1, с. 135—136 или с текстом учебника 2, с. 158—162. Задание для учащихся. Выяснить, чем сверстники отличаются от современников? Почему существует проблема поколений?


2. Беседа по поставленным вопросам.

— Поколение — это интервал между средним возрастом родителей и детей. По мнению Геродота, 300 поколений составляет 10 000 лет. Люди, родившиеся в одном году, составляют возрастную когорту. Следовательно, понятие «поколение» шире, чем понятие «возрастная когорта».

— Каждый человек является современником каких-то событий и сверстник какого-либо поколения. Поколения отличаются друг от друга. Точка зрения «хуже-лучше» не оправдывает себя, нельзя сравнивать поколения, как нельзя сравнивать и эпохи, в которые они жили. Уместно суждение «старое-новое», так как между поколениями существует неразрывная связь, преемственность.

— Новое поколение использует знания и опыт предыдущих поколений, но новая эпоха требует видоизменять эти знания, действия, традиции, что на стыке поколений приводит к конфликтам. Новое поколение создает условия для дальнейшего развития общества, передает свой опыт и опыт предков следующему поколению.

— Смена поколений — объективный фактор, не зависящий от людей. Совместная деятельность приводит к преемственности поколений, но эта преемственность носит избирательный характер.

— Уровень преемственности различается в зависимости от видов деятельности. В политике, производстве, мировоззрении он больше, а в потребительских интересах меняется очень быстро.

В учебнике 2 дается понятие нуклеарной и многопоколенной семьи. Задание для учащихся. Подумай, в какой семье уровень преемственности поколений находится на более высоком уровне? Почему в современных странах более распространены нуклеарные семьи?


3. Беседа по проблеме «отцы и дети» с повторением темы урока №19 «Психологический климат в семье».

— Разное отношение к благосостоянию. Для «отцов» это результат труда, а работа — это добродетель. Для «детей» благосостояние нечто само собой разумеющееся, а работа — неизбежность.

— «Отцы» в своих поступках опираются на социальные и моральные нормы, а «дети» на личные чувства, симпатии и антипатии.


4. Самостоятельная работа с дополнительным материалом. Задание для учащихся. Подумайте, почему именно дети больше всего нуждаются в защите?

Дополнительный материал

Ребенок в опасности

Послушайте специалиста в области безопасности человека Эрика Вэскинда и проверьте себя по каждому пункту.

«Дети оказываются наиболее беззащитными в случае нападения, и от нас, взрослых, зависит защитить и научить их тому, как следует беречь себя и избегать опасности. Материалы, изложенные в данной книге, вполне могут быть полезны для подростков, и потому в этом разделе речь пойдет главным образом о защите и безопасности малолетних детей.

Подготовить детей к опасностям окружающего мира и при этом сохранить непосредственность их восприятия - задача не из легких, однако ее можно выполнить, не сделавшись паникером.

1. Быть невредимым. Объясните своим детям, что у всех людей есть права, такие, например, как право дышать, которые нельзя отнять. Скажите детям, что никто не может отнять у них право быть невредимыми.

2. Защищать свое тело. Дети должны знать, что их тело принадлежит им, особенно те интимные места, которые прикрываются купальниками и плавками.

3. Сказать «нет». Объясните детям, что они имеют полное право сказать «нет» кому угодно, если этот человек пытается причинить им вред. Большинство детей учат беспрекословно слушаться взрослых.

4. Защищаться от хулиганов. Обычно хулиганы задирают малолеток. Скажите детям, чтобы они звали на помощь друзей или отвечали «нет» без драки - и шли к взрослому. Хулиганы трусливы, и твердое, громкое «нет» от группы детей, сопровождаемое угрозой позвать взрослых, часто отпугивает их.

В случае реальной физической опасности детям зачастую приходится уступать требованиям хулигана. Иногда дети вступают в драку и получают увечья, защищая свое имущество из страха перед тем, что может случиться, если они вернутся домой без него. «Мама меня убьет, если я позволю хулиганам забрать мой велосипед. Он стоил огромных денег». Объясните детям, что важнее всего в таких случаях думать о собственной безопасности.

5. Рассказывать. Объясните детям, что вне зависимости от того, что именно произошло, вы на них не рассердитесь и хотите, чтобы они рассказывали вам о любом происшествии. Дети тоже могут чересчур щадить своих родителей и не сообщать каких-то пугающих подробностей, думая об их чувствах.

6. Доверять. Когда детям говорят, чтобы они шли за помощью к взрослым, дети должны знать, что им поверят и их поддержат. Хотя иногда хочется воскликнуть «Я же тебе говорил», это не поможет ребенку справиться с проблемой. В другой раз он может просто ничего не сказать.

Это особенно касается нападений на сексуальной почве, поскольку дети очень редко лгут в таких случаях. Если рассказу ребенка не верят, чувство оскорбленности может сохраниться на долгие годы, и при этом ребенок будет страдать от сознания собственной вины.

7. Не держать секретов. Объясните детям, что некоторые вещи никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить секрет. Растлители малолетних часто говорят детям, что поцелуй или прикосновение «будет нашим секретом». Ребенка, наученного всегда хранить тайну, это приведет в замешательство.

8. Отвергать прикосновения. Объясните детям, что они могут сказать «нет» или согласиться, когда кто-нибудь хочет их поцеловать или обласкать, но никто не должен просить держать эти прикосновения в секрете. Детям часто не нравится, когда их обнимают или целуют, но это должно решаться по принципу выбора, а не страха. Их нельзя заставлять обнимать или целовать кого-нибудь.

9. Не разговаривать с незнакомыми. НИКОГДА не следует заводить разговор с незнакомыми людьми. Поскольку порядочные взрослые и подростки сами никогда не подойдут к ребенку на улице, (только, если он не заблудился и не плачет) научите детей не обращать внимания на приставания посторонних. При этом дети вовсе не должны быть грубыми, они могут просто сделать вид, что не слышат, или быстро уйти или убежать. Скажите детям, что не будете на них сердиться, если они откажутся разговаривать с незнакомыми, и что вы хотите знать, если такое произойдет.

10. Нарушать правила. Скажите детям, что разрешаете им нарушать какие угодно правила, если им нужно постоять за себя, и что всегда будете на их стороне, если им придется это сделать, чтобы остаться невредимыми. Например, можно убегать, кричать, поднимать панику, даже врать или лягаться, чтобы избежать опасности.


Как действовать в конкретной ситуации?

Научите ребенка простым вещам. Не открывайте дверь, если вы дома одни. Не говорите никому по телефону, что вы остались дома одни. Скажите, что мама перезвонит, что она сейчас в ванной, или придумайте еще какой-нибудь повод.

Всегда сообщайте родителям, куда идете и как с вами можно связаться.

Если вы заблудились, обратитесь за помощью в магазин, в любое многолюдное место или найдите милиционера.

Садитесь только в тот вагон, где уже есть пассажиры.

Если вы одни на улице, держитесь подальше от незнакомых людей, чтобы вас не успели схватить и вы могли убежать.

Никогда не играйте в безлюдных или темных местах.

Имейте при себе достаточно денег на обратный путь домой и ни на что другое их не тратьте.

Помните номер домашнего телефона и адрес.

Умейте связаться с родителями или соседями.

Если у вас нет денег и вам нужно срочно позвонить домой, наберите 02 и объясните ситуацию дежурному милиции.

Умейте делать экстренные звонки: как правило, это милиция, пожарные или «скорая помощь» (01, 02, 03).

При возможности просите делать экстренные звонки взрослых.

Ребенок в опасности. С. 92—95.


IV. Закрепление изученного на уроке

1. Сколько поколений образуют столетие?

2. К какой возрастной когорте принадлежат ученики класса?

3. Какие из ценностей предыдущих поколений отвергаются современным обществом?

4. Что значит преемственность поколений?

5. Как сгладить противоречия между «отцами и детьми»?

6. Почему необходимо защитить права ребенка?

7. В каких международных документах закреплены права ребенка?


V. Подведение итогов урока

1. Почему необходимо сохранять преемственность поколений?

2. Почему именно дети нуждаются в защите своих прав со стороны общества и государства?


Домашнее задание

1. Прочитать § 23 учебника 1 или § 24 учебника 2.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Каковы причины конфликтов между поколениями?

— Как общество старается защитить права детей и подростков?

3. Выполнить задание 3 из учебника 1, с. 139 или задание 3 учебника 2, с. 163.

4. Подготовить сообщение о массовых политических организациях.


Дополнительный материал для учителя

Януш Корчак

Ему нравилось, когда его называли Старый доктор... 5 декабря 1942 года над его головой развевалось зеленое знамя надежды, знамя бесстрашного короля Матиуша, из придуманной им сказки... Он был главой, душой и сердцем семьи из двухсот детей.

При рождении его назвали Генрик. Генрик Гольдшмидт появился на свет в 1878 году в Варшаве. Януш Корчак возник позже - как литературный псевдоним. Под этим именем его знает сегодня весь мир.

Студент-медик Януш Корчак работал в бесплатной читальне для бедных, после смерти отца помогал матери содержать семью. С первого курса начал писать. Как он сам признавался, на формирование его литературных способностей огромное влияние оказала русская литература, особенно произведения А.П. Чехова. В 1905 году вышла его первая книга под названием «Дитя гостиной». Став врачом, Януш Корчак работал педиатром в детской больнице Варшавы, воспитателем в детских колониях, где содержались сироты и дети из бедных еврейских семей. Получая высокие гонорары от богатых пациентов, даром лечил бедняков, не прекращая заниматься с детьми. В 1912 году Корчака назначили директором приюта «Дом сирот», которым он руководил до конца своей жизни.

Во время Первой мировой войны военный врач Корчак написал одну из главных своих книг «Как любить детей», которая стала выражением его педагогических принципов. «Детей нет - есть люди, - утверждал Корчак. - Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств... Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке... В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение... В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта».

После войны Корчак вернулся в Варшаву, преподавал. Работая на польском радио, стал добрым другом и советчиком для десятков тысяч слушателей. Тогда-то его и прозвали Старым доктором.

В «Доме сирот» Корчак сумел реализовать многие из своих воспитательных задумок: создал выборный детский сейм, суд и судебный совет. В суде обсуждались все дела, беды, прегрешения. Сам Корчак несколько раз подавал на себя в детский суд: «когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни». Один раз суд применил к Корчаку 71-ю статью: «Суд прощает, потому что подсудимый жалеет, что так поступил». Три раза была применена 21-я статья: «Суд считает, что подсудимый имеет право так поступить».

Корчак создал первую в мире печатную газету, делавшуюся не для детей, а самими детьми. Он придумал удивительные уроки по самоизгнанию лени и глупости, предложил игру - систему ответов на вопросы: чего я не знаю и почему, вдохновил старшеклассников на ежедневное перевоплощение (пусть всего на полчаса!) в умнейшего, интеллигентного человека.

Особую роль в «Доме сирот» играли придуманные и учрежденные Корчаком награды для детей. И праздники, которые отмечали дети, были необычными, неожиданными: «Праздник первого снега» или «Праздник самого длинного дня», когда можно не спать всю ночь.

Корчак, сам любитель природы, часто вывозил слабеньких, бледных городских ребятишек за город. Дни, проведенные в деревне, становились для его подопечных настоящим счастьем. Восхищенные малыши строили гнезда для аистов и оставляли записки: «Пусть птицы поселятся в них, когда прилетят в будущем году. Пусть они будут счастливы, как были счастливы мы».

Когда началась Вторая мировая война и немцы оккупировали Варшаву, Корчак остался со своими детьми. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев продержали в тюрьме. Его выкупили бывшие воспитанники. И он вернулся в «Дом сирот», который теперь находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днем ухудшалось: голод, болезни, смерть близких. Власти разрешили доктору покидать гетто и возвращаться изредка, но Корчак отказался: «Не бросишь же ты своего ребенка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей: если их оставить, можно ли такое пережить»?

Когда их отправляли в концлагерь на верную гибель, Януш Корчак шел впереди. За ним шли дети по четыре человека в ряд. Над их головами развевалось зеленое знамя юного короля Матиуша. Когда дети были уже 8 вагонах, немецкий комендант, знавший Корчака по его книгам, предложил доктору остаться. Но одному, без детей. «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!» - ответил Корчак. А через несколько дней в концлагере Треблинка вместе со своими детьми он вошел в газовую камеру. На руках он держал двух самых маленьких ребятишек и спокойно рассказывал им сказку.

Януш Корчак написал 10 заповедей для родителей. Одна из них - «Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все». Он был верен своим заповедям до последнего вздоха, он не делил детей на своих и чужих, все дети были его детьми.

На месте гибели Корчака в польском местечке Треблинка стоит большой камень и на нем надпись: «Януш Корчак и дети».

Карпихина А. «Януш Корчак». Учись быть первым!

От дерзкой мечты до великих свершений. С. 146.


Декларация прав ребенка

Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]