Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию причин разнообразия человеческих потребностей.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Способствовать воспитанию у учащихся понимания здорового образа жизни, отрицательного отношения к курению, алкоголизму, наркомании.
Учебное оборудование: карточки с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (потребности, ложная потребность, ограниченные возможности), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что делает человека человеком»
1. Подготовка устных развернутых ответов по карточкам № 2 и № 3.
КАРТОЧКА № 2
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- В чем отличие человека от животных?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Какие биологические черты присущи человеку?
• Почему человек социальное существо?
• Охарактеризуй потребности человека.
• Какую роль играют мышление и речь в жизни человека?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 3
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Как человек реализует себя?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что заставляет человека выделиться, отличиться чем-то особенным, заслужить признание других людей?
• Как развиваются способности, дарования человека?
• Какие виды деятельности ты можешь назвать?
• Почему для человека очень важны самореализация и самоутверждение?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Заполни пропуски в тексте, вставив слова в соответствующем падеже.
На заре человечества наши предки могли выжить, только объединившись в... Для того чтобы облегчить свою жизнь, они стали создавать... Совместная... требовала... В результате стали развиваться... человека, его... и... В отличие от животных... человека носит... характер.
Ответы:
первобытный коллектив (человеческое стадо), орудия труда, деятельность, общение, мозг, мышление, речь, деятельность, творческий.
в) Приведи примеры различных видов деятельности человека.
Примерные варианты ответа:
игровая деятельность — спорт, обучающие игры; учебная деятельность — урок, выполнение домашнего задания; военная деятельность — служба в армии; художественная деятельность — рисование, пение, танцы; и т.д.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 2 и № 3, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
Задачи для учащихся. Выяснить, какие потребности возникают у людей? Можно ли удовлетворить все свои потребности?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 15—18 или учебник 2 с. 45—50. Задание для учащихся. Составь план § 2, учебник 1 или план § 6, учебника 2 и ответь на вопросы:
1. Почему меняются потребности человека?
2. Можно ли удовлетворить все свои потребности?
3. Может ли труд стать потребностью?
4. Какие потребности можно назвать разумными?
5. Что значит ложные потребности?
6. Что определяет потребности человека?
2. Беседа по прочитанному тексту и проверка планов в тетрадях.
Вариант плана:
1. Потребности человека.
A) От чего зависят потребности человека?
Б) Первичные потребности.
B) Социальные потребности.
2. Потребность в труде.
3. Разумные потребности и проблема ограниченности.
4. Ложные потребности.
5. Ценностные ориентиры человека.
Примерные ответы на вопросы:
— Потребности человека меняются в процессе исторического развития, с возрастом самого человека, изменением его социального статуса, материального положения и т.д.
— Удовлетворить все свои потребности человечество не сможет, так как потребности человека ограничены только его фантазией, положением в обществе и так далее. Удовлетворение потребностей человека ограничено природными ресурсами, возможностями государства и общества, способностями самого человека и уровнем развития техники.
— Труд является потребностью для людей, если он приносит людям удовлетворение, включая и материальное, доставляет им радость, способствует развитию их способностей.
— Разумные потребности включают в себя: понимание того, что возможности удовлетворения потребностей человека ограничены, но ему необходимы нормальные условия жизнедеятельности. Они не должны противоречить нравственным правилам общества и способствовать развитию лучших человеческих качеств.
— Ложные потребности — это потребности, в которых человек не нуждается, но от которых он в силу ряда причин попадает в зависимость.
— Ценностные ориентиры человека определяют его поведение. Они направляют деятельность человека, зависят от ценностей общества.
Если человек не имеет жизненных ценностей, то очень часто он заменяет свои общественные потребности в общении, саморазвитии, наложные потребности.
В учебнике 2 с. 46—47 дается характеристика потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу.
Задание для учащихся (по учебнику 2). Почему у людей разные потребности?
Вариант ответа:
— Потребности людей меняются с возрастом человека, поэтому Маслоу называет первичными (врожденными (физиологические потребности и потребность в безопасности)), а другие вторичными (социальные, престижные, духовные).
— Если первичные потребности присущи всем людям, то вторичные нередко зависят от уровня образования, экономической удовлетворенности.
— В разнице вторичных потребностей играют большую роль личные качества человека, черты его характера, амбиции.
3. Работа с классом (на выбор учителя) по дополнительным источникам или сообщение учащихся о вреде курения, алкоголизме, наркомании. Задание для учащихся. Подумайте, почему люди продолжают удовлетворять ложные потребности?
Дополнительный материал
Врага надо знать в лицо
Каждый курильщик с детства знает, что капля никотина убивает лошадь. И все равно курит. Лучше бы ему рассказывали о том, что...
...до 73 лет доживают в среднем 78% некурящих и лишь 42% курильщиков;
...у 30- и 40-летних курильщиков в пять раз чаще бывают сердечные приступы, чем у их некурящих ровесников, а у курящих женщин риск такого приступа на 50% выше, чем у мужчин. В каждой пятой смерти от сердечнососудистых заболеваний повинны сигареты;
...курение - причина 30% всех смертей от рака. 85% умирающих от рака легких - курильщики; они также чаще заболевают раком гортани, полости рта, почек, поджелудочной железы. Кстати, «легкие» сигареты не уменьшают, а увеличивают риск, в частности, такого заболевания, как аденокарцинома (крайне опасная опухоль легких); такими сигаретами глубже затягиваются, и дым проникает в самые тонкие уязвимые ткани;
...люди, выкуривающие больше пачки сигарет в день, в 2,5 раза больше рискуют получить инсульт, чем некурящие;
...у курильщиков к старости в 2 раза чаще развивается болезнь Альцгеймера и другие расстройства мозга, нервной системы;
...курение во время беременности чревато выкидышами, врожденными уродствами младенца, синдромом внезапной смерти новорожденных; у курильщиц на 33% чаще рождаются мертвые дети. Особенно рискуют те, кто выкуривает пачку и более в день и пристрастился к сигаретам до 18 лет. Однако если вы бросите курить до зачатия или в первые три месяца беременности, сойдет на нет риск многих патологий;
...те, кто выкуривают больше пачки в день, вдвое чаще некурящих страдают катарактой, причем в более тяжелой форме;
...к старости у курящих на 70% повышается шанс потерять слух; ...все курильщики выглядят значительно старше ровесников: у них рано возникают глубокие морщины, они седеют и лысеют будучи молодыми людьми.
Врага надо знать в лицо. С. 20.
От пьянства и наркомании до тюрьмы - один шаг
В настоящее время распространение наркотических веществ представляет такую же глобальную опасность для всего человечества, как международный терроризм, оружие массового уничтожения и организованная преступность.
От пьянства и наркомании до тюрьмы - один шаг. Так свидетельствует исследование, проведенное национальным центром изучения проблем наркотической зависимости при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Как установили ученые, 80% из 1,7 миллиона заключенных отбывают наказание за преступления, так или иначе связанные с употреблением наркотиков или алкоголя. Свыше 80% преступников-рецидивистов - ярко выраженные наркоманы.
Согласно печальной статистике более трети учеников средних школ Праги пробовали наркотики, а более 15% употребляют их постоянно. Самый распространенный наркотик в молодежной среде - марихуана. Увеличивается число тех, кто употребляет героин. В минувшем году в Чехии зафиксировано около тысячи случаев наркотической интоксикации и 21 смертельный исход, связанный с наркотиками.
По оценкам экспертов, в настоящее время в Германии насчитывается до 350 тысяч потребителей «тяжелых» наркотиков - кокаина, героина и опиума, из которых 150 тысяч человек относятся к категории наркоманов «с высокой степенью зависимости». В молодежной среде все большую популярность приобретают синтетические психотропные препараты.
По материалам ИТАР-ТАСС
От пьянства и наркомании до тюрьмы — один шаг. С. 47.
Примерный вариант ответа:
Ложные потребности (курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, токсикомания и т.п.) у подростков часто связаны с их стремлением выглядеть старше, взрослее. Постепенно у человека появляется зависимость от никотина, алкоголя и т.д. Человеку кажется, что он может легко и в любой момент отказаться от сигареты, кружки пива, стакана вина или приема наркотического вещества, порой не осознавая, что промежутки между их употреблением постоянно сокращаются, доза постоянно увеличивается. Он начинает неадекватно оценивать себя, свои возможности, поступки, отношение к себе со стороны окружающих.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Выполните задание 5 на с. 19 учебника 1.
2. Какие потребности относятся к биологическим, материальным, духовным, ложным?
3. Каковы причины существования ложных потребностей?
4. Что мешает человеку удовлетворить свои материальные потребности?
5. Почему у людей разные потребности?
6. Какую классификацию потребностей предложил А. Маслоу?
V. Подведение итогов урока
1. Почему потребности людей практически неограниченны?
2. Можно ли удовлетворить все потребности человека?
3. Что определяет поведение человека?
Домашнее задание
1. Прочитать § 2 учебника 1 или § 6 учебника 2.
2. Подготовить устный ответ на вопросы:
— Почему у разных людей разные потребности?
— Что такое ценностные ориентации человека?
3. Выполните задания 1—3 на с. 18 из учебника 1 или задание 5 и практикум из учебника 2, с. 51.
4. Подготовить сообщение «О выдающихся способностях людей».
Дополнительный материал для учителя
Тест для родителей
Быструю диагностику зависимости и констатацию первого опыта употребления наркотиков можно провести на основе теста, разработанного президентом общественного Фонда спасения детей и подростков от наркотиков Владимиром Ивановичем Ивановым.
Если вы найдете более чем 10 признаков, а суммарная оценка превысит 2000 баллов, то существует необходимость обратиться за консультацией к врачу-наркологу.
Обнаружили ли Вы у своего ребенка: |
||
1. |
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. |
50 |
2. |
Резкое снижение успеваемости. |
100 |
3. |
Неспособность ребенка рассказать родителям о том, как протекает общественная жизнь в школе. |
50 |
4. |
Утаивание вызовов родителей в школу. |
50 |
5. |
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным занятиям. |
50 |
б. |
Сообщение педагогов или соучеников о прогулах уроков, драках, воровстве. |
50 |
7. |
Задержание в связи с вождением авто-, мототранспорта в состоянии опьянения. |
100 |
8. |
Задержание в связи с употреблением опьяняющих веществ на дискотеках, вечерах. |
100 |
9. |
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков. |
300 |
10. |
Другие противоправные действия, совершенные в состоянии опьянения. |
100 |
11. |
Совершение краж. |
100 |
12. |
Пропажу из дома денег, ценностей, книг, одежды. |
100 |
13. |
Частое выпрашивание денег у родственников. |
50 |
14. |
Продажу одежды, пластинок, кассет и т.п. |
150 |
15. |
Наличие значительных сумм денег из непонятного источника. |
300 |
16. |
Частую непредсказуемую, резкую смену настроения. |
50 |
17. |
Снижение настроения, негатив, критическое отношение к обычным вещам и событиям. |
50 |
18. |
Самоизоляцию, уход от участия в семейных событиях. |
50 |
19. |
Скрытность, уединенность, задумчивость. |
50 |
20. |
Нарастающую лживость. |
100 |
21. |
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. |
50 |
22. |
Избегание общения с домашним окружением. |
50 |
23. |
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость. |
50 |
24. |
Нарастающее безразличие, безынициативность, потерю энтузиазма. |
100 |
25. |
Высказывания о бессмысленности жизни. |
100 |
26. |
Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически. |
100 |
27. |
Частые простудные заболевания. |
50 |
28. |
Потерю аппетита, похудание. |
50 |
29. |
Отказ от утреннего туалета, неаккуратность. |
100 |
30. |
Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. |
300 |
31. |
Частые синяки, порезы. |
50 |
32. |
Появление татуировок, следов ожогов сигаретой. |
100 |
33. |
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергичностью. |
100 |
34. |
Утверждение подростком своего права на употребление спиртного, наркотиков. |
300 |
35. |
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша на одежде. |
300 |
36. |
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. |
200 |
37. |
Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. |
300 |
38. |
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона. |
300 |
39. |
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы. |
300 |
40. |
Пренебрежение к домашним правилам. |
50 |
41. |
Незаинтересованность в домашних делах. |
50 |
42. |
Безучастность к семейным торжествам. |
50 |
43. |
Нарастающую напряженность в семейных взаимоотношениях. |
50 |
44. |
Стремление не ночевать дома. |
100 |
45. |
Скрытность. |
50 |
Дети и наркотики. С. 26.
Как им помочь?
Основные направления профилактической и педагогической работы с трудными подростками, доказавшие свою эффективность:
Стрессопрофилактика - это не столько нейтрализация негативных факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализовать или исключить эти факторы бывает просто невозможно, если речь идет об отношениях в семье, жилищных, материальных условий жизни подростка, социальном окружении). Это обучение, воспитание и развитие в нем способности к более зрелому, самостоятельному способу преодоления травмирующих ситуаций и их последствий.
Комплекс занятий, направленный на снижение внушаемости.
Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, трансконтрольной психотехники).
Не искать виновных
Хорошие, достойные люди во время разговора с наркологом нередко произносят одну и ту же фразу: «Мы никогда не думали, что это случится в нашей семье».
На самом деле большинство специалистов, работающих в сфере помощи больным наркоманией и их родственникам, хорошо понимают, что невежество в отношении наркотических и психотропных веществ, меняющих сознание, в абсолютном большинстве случаев не вина, а беда этих людей. Вообще поиски виновных в ситуации, когда кто-то из близких стал наркоманом или алкоголиком, - занятие, лишь усиливающее напряжение и множащее беду, которая пришла в дом.
Пробудить ответственность
Лечение наркомании - это прежде всего способ научить человека общаться с окружающим миром без химического допинга. Наркомания - это биопсихосоциодуховное заболевание. Биологически эта зависимость неизлечима, но излечима социодуховно. Для этого надо лишь создать среду, которая поможет человеку научиться жить по-новому. Наиболее эффективно получается, когда в основе ее - группы самопомощи людей, прошедших через те же самые проблемы. Человек в белом халате в этом смысле не авторитет. Он находится для больного по другую сторону баррикад, а нужно быть по эту, иметь опыт собственного выздоровления или быть родственником людей, имеющих такие зависимости. Вот такие, уже победившие наркозависимость, обеспечивают первичный контакт. Недоверчивый маленький человек может доверять этой среде, так как там точно такие же наркоманы, как и он сам.
Иногда приходится слышать, что от наркотической зависимости можно вылечиться раз и навсегда. Это не так. Человек может сорваться, у него может быть рецидив, но это не перечеркивает его уже накопленного личностного потенциала. Сорвавшись, он не будет уже винить весь мир. Одно из основных проявлений наркомании - иждивенчество, когда человек говорит: не я виноват, а мама, папа, общество и т.д. Основной симптом выздоровления: наркоман перестает винить других. Хорошо, когда об этом ему сразу скажет кто-то, уже идущий по пути выздоровления.
Памятка для родителей
Если ваш ребенок
1) перестал с вами доверительно общаться;
2) избегает вас и других членов семьи;
3) приходит домой поздно, пытается незаметно попасть в свою комнату;
4) становится все более отчужденным, и это не связано с происходящим в вашей семье;
5) не знакомит вас со своими друзьями, пытается всячески этого избежать;
6) пытается скрыть содержание всех своих телефонных разговоров;
7) внезапно и скрытно уходит из дома;
8) потерял прежних друзей или стал встречаться с ними значительно реже;
9) вы не знаете, как он проводит свое время;
10) бросил учебу или не удерживается на работе;
11) поздно засыпает, поздно просыпается, может не спать всю ночь;
12) то ничего не ест, то ест слишком много или только сладкое и жирное;
13) становится слишком раздражительным, злым, вялым, вспыльчивым, внезапно веселым и/или возбужденным;
14) ему трудно сконцентрироваться на чем-либо;
15) меняются зрачки: слишком узкие, слишком широкие или разные (и это систематически);
16) все чаще подвержен приступам плохого самочувствия без видимых симптомов болезни;
17) у него появились следы уколов на теле;
18) вы нашли у него вещества со специфическим сладковатым запахом, шприцы или иглы.
Если вы обнаружили
...хотя бы один из перечисленных признаков, НАСТОРОЖИТЕСЬ! Может быть, вашему ребенку или кому-то в семье не хватает поддержки и любви.
...три признака, ОБЕСПОКОЙТЕСЬ! Скорее всего, вашему ребенку или всей семье нужна консультация и помощь грамотного психолога.
...пять и более признаков - СИГНАЛ ТРЕВОГИ! Срочно обратитесь к специалисту! Особенно если это пункты 13-18.
Памятка для родителей. С. 130—133.