ВАШИ СПОСОБНОСТИ В ВАШЕЙ ВЛАСТИ

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

ВАШИ СПОСОБНОСТИ В ВАШЕЙ ВЛАСТИ

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию причин отличия способностей человека от других людей.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать материал на поставленные вопросы.

3. Познакомить учащихся с личностями, обладавшими выдающимися способностями.

Учебное оборудование: карточки с заданиями по книге Г.Дж. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта, карточки с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (талант, гений, характер, воля, сила воли), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что человеку нужно?»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 4 и № 5.

КАРТОЧКА № 4

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Почему у разных людей разные потребности?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие потребности человека называют первичными?

• Как изменились потребности человека за время его существования на Земле?

• Охарактеризуй социальные потребности.

• Дай характеристику потребности человека в труде.

• Докажи, что удовлетворить все человеческие потребности невозможно.

в) Сделай вывод.


КАРТОЧКА № 5

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Что такое ценностные ориентации человека?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие потребности человека называют разумными?

• От чего зависят потребности человека?

• Что может служить ценностным ориентиром человека?

• Почему ценностные ориентиры называют регулятором поведения человека?

• Как потребности могут меняться с возрастом человека? Почему?

• Что должны определять ценностные ориентиры человека?

в) Сделай вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Выполнение задания 4 на с. 18 учебника 1.

в) Фронтальный опрос:

1. Что такое потребности?

2. Почему нельзя удовлетворить все потребности человека?

3. Какие потребности называют первичными?

4. Почему с возрастом меняются потребности человека?

5. Зависят ли потребности человека от его экономического достатка, уровня образования, образа жизни?

6. Всегда ли на первое место человек ставит удовлетворение первичных потребностей? Почему?

г) Назови ложные потребности человека. Используя статистику подростковой наркомании, сделай вывод о причинах наркомании среди школьников. Что необходимо сделать для успешной борьбы сложными потребностями среди молодежи?


Дополнительный материал

Статистика подростковой наркомании

Общий уровень наркотизациии школьников в крупных городах в начале 2005 года

• Пробовали -14%

• Не пробовали - 86%

Возрастной уровень наркотизации школьников

• 5-й класс - 7%

• 6-й класс - 4%

• 7-й класс - 9%

• 8-й класс - 12%

• 9-й класс - 19%

• 10—11-й классы — 32%

У кого приобретают наркотики?

• У старших ребят - 36%

• У одноклассников - 27%

• У друзей - 26%

• У наркодилеров - 23%

Уровень заболеваемости наркоманией

• Среди молодежи в 2,5 раза выше, чем у взрослых Число случаев смертности среди наркоманов

• За 25 лет в целом возросло в 12 раз, а среди несовершеннолетних - в 42 раза

Причины

• 2% подростков прибегают к наркотикам как к способу избежать стрессов; 28% - впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них людей; 39,5% пробуют наркотики просто из любопытства.

Источник: НИЦ «Регион» УлГУ.

д) Почему человек создал разные пословицы о труде? «Дело мастера боится». «Работа не волк, в лес не убежит».

е) Что из перечисленного можно отнести к ценностным ориентирам?

— встреча Нового года;

— посещение кинотеатра;

— ежегодный отдых на море;

— празднование Дня города;

— правила поведения в городском автотранспорте;

— федеральный закон Российской Федерации.


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 4 и № 5, отзывы одноклассников.


III. Изучение новой темы

План:

• Способности ординарные и неординарные.

• Способный, талантливый, гениальный.

• Характер и сила воли.

Задача для учащихся. Подумай, почему люди имеют разные способности? Может ли человек быть не способен ни к чему?

1. Выполнение учащимися части теста и беседа о способностях людей.

1. Вставьте пропущенное число.

2 5 8 11

2. Подчеркните лишние.

ДОМ ИГЛУ БУНГАЛО КОНТОРА ХИЖИНА

3. Найдите пропущенные числа.

7 10 9 12 11

4. Подчеркните лишние.

СЕЛЕДКА КИТ АКУЛА БАРРАКУДА ТРЕСКА

5. Подчеркните слово, которое не является маркой автомобиля.

ГОЛАВ

УГЛИИЖ

чивсмок

АН РУЛ С КАЙАЧ

6. Вставьте слово, пропущенное в скобках.

Облик (вид) зрелище

Глушь (...)отверстие

7. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.

СТ(....)ЬЕР

Ответы:

1. 14 (числа увеличиваются каждый раз на три).

2. Контора (Люди не живут в конторах)

3. 14 и 13 (Приведены два чередующихся ряда чисел, увеличивающихся каждый раз на два).

4. Кит (Млекопитающее, остальные — рыбы).

5. Руслан (Волга, Жигули, Москвич и Чайка — марки автомобилей, Руслан — марка самолета).

6. Дыра (Слово в середине имеет то же значение, что и два слова с каждой стороны).

7. ВОЛ.

Г. Дж. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. С. 32.

Вывод:

Могут ли все учащиеся класса одинаково ответить на все вопросы?

— Ответы учеников разные, поскольку все люди обладают разными способностями.

— Существует деление людей на гуманитариев и математиков.

— У людей разные способы мышления, воображение, интересы.

— На развитие способностей человека влияет наследственность, характер, трудолюбие.


2. Выступления учащихся с сообщениями и обсуждение их, рассказ учителя о способностях человека (на выбор учителя).

Дополнительный материал

Какую жару способны переносить люди?

Человек гораздо выносливее по отношению к жаре, чем обыкновенно думают: он способен переносить в южных странах температуру заметно выше той, какую мы в умеренном поясе считаем едва переносимой.

Летом в Средней Австралии нередко наблюдается температура в 55 градусов в тени (по Цельсию). Наиболее высокие температуры, наблюдавшиеся в природе на земном шаре, не превышали 57 градусов С. Температура эта установлена в так называемой «Долине Смерти» в Калифорнии.

Отмеченные температуры измерялись в тени.

Дело в том, что метеорологи измеряют температуру именно в тени, а не на солнце. Потому что градусник, помещенный на солнце, может нагреться его лучами значительно выше, чем окружающий воздух, и показание его нисколько не охарактеризуют теплового состояния воздушной среды. Поэтому и нет смысла, говоря о знойной погоде, ссылаться на показания термометра, выставленного на солнце.

Производились опыты для определения высшей температуры, какую может выдержать человеческий организм. Оказалось, что при весьма постепенном нагревании наш организм в сухом воздухе способен выдержать не только температуру кипения воды (100 градусов С), но иногда даже еще более высокую, до 160 градусов С, как доказали английские физики Благден и Чентри, проводившие ради опыта целые часы в натопленной печи хлебопекарни.

Чем же объясняется такая выносливость?

Тем, что организм наш фактически не принимает этой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием посредством обильного выделения пота; испарение пота поглощает значительное количества тепла из того же слоя воздуха, который непосредственно прилегает к коже, и тем в достаточной мере понижает его температуру. Единственные необходимые условия состоят в том, чтобы тело не соприкасалось непосредственно с источником тепла и чтобы воздух был сух.

Кто бывал в Средней Азии, тот замечал, как сравнительно легко переносится там жара в 35 градусов по Цельсию и более. В Петербурге же 20-градусная жара переносится гораздо хуже. Причина, конечно же, во влажности воздуха в Петербурге и в сухости его в Средней Азии, где дождь - явление крайне редкое.

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей.

Т. 6. С. 283-284.


Дополнительный материал

Часто интересы человека не ограничиваются рамками его специальности, и в свое свободное время он находит занятие, весьма далекое от его основной профессии. Например, Михаил Тухачевский, будучи начальником генерального штаба Красной Армии, в свободное время делал скрипки, Дмитрий Менделеев помимо химии не менее увлеченно занимался изготовлением чемоданов. Как-то, когда он покупал в лавке материал для этого ремесла, продавца спросили: «Кто это такой?» «Как же-с, - ответил продавец. - Неужели не узнали? Их все знают. Это известный чемоданных дел мастер Менделеев-с». Другой известный химик, Александр Бутлеров, был специалистом в области пчеловодства и даже президентом общества пчеловодов. А знаменитый математик Николай Лобачевский все свободное время посвящал садоводству. Он был награжден серебряной медалью за успехи в этой области.

Резник С. Не позволяй душе лениться. С. 93.


3. Дополнения учащихся о способностях человека и возможностях его организма.

Возможные примеры:

Телекинез, Телепатия, Гипноз.


4. Самостоятельная работа с текстом учебника 1 с. 19—23 или текстом учебника 2 с. 40—41 и дополнительными источниками. Задание для учащихся.

1. Может ли человек развивать свои способности?

2. Проанализируйте высказывания о таланте и гениальности, что общего в этих афоризмах?

3. Что влияет на становление характера и развитие воли человека?

«Скрытый размах не создает репутации»

Эразм Роттердамский

«Гений — человек с талантом и прилежанием человека без таланта»

ГабриэльЛауб

«Моцарт потому и стал Моцартом, что работал гораздо больше, чем Сальери. Эта работа доставляла Моцарту удовольствие»

Варлам Шаламов

«Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет»

Петр Капица

«Труд — это уже потребность таланта, а не отец таланта!»

Варлам Шаламов Душенко К. В. Большая книга афоризмов.

С. 14; 158; 824.


4. Беседа по прочитанному тексту и афоризмам.

Вариант ответа:

— Каждый человек обладает какими-либо способностями;

— Развитие науки, техники позволяет человеку проявлять свои способности во все новых сферах;

— Есть люди, обладающие феноменальными способностями;

— Только труд может позволить человеку добиться поставленной цели, даже если этот человек обладает гениальными способностями.

— Три условия формирования характера: наследственность, общественная среда и самовоспитание;

— Воля — это умение и стремление целенаправленно и разумно выполнить полезное для себя и других дело.

Вывод:

Человек может и должен развивать свои способности, но осуществить их развитие можно только упорным трудом, упорством в достижении поставленной цели, о чем можно сделать вывод, прочитав афоризмы. В развитии своих способностей человек может получить помощь от общества, которое его окружает, своих друзей и родных.

В учебнике 2, человек, добившийся значительных успехов благодаря не только своим врожденным способностям, но и личным трудолюбием, становится действительно великим человеком.


IV. Закрепление изученного на уроке

1. Ответить на вопрос 2 на с. 23 и выполнить задание 1 нас. 23 учебника 1 или вопрос 2 на с. 45 учебника 2.

2. Какими способностями обладает обычный человек?

3. Какие выдающиеся способности могут выделить человека в обществе?

4. Как можно развивать способности?

5. Что такое телепатия, телекинез?


V. Подведение итогов урока

1. Почему у людей разные способности?

2. Может ли человек не иметь никаких способностей?


Домашнее задание

1. Прочитать § 3 учебника 1 и § 5 учебника 2 с. 40—41.

2. Подготовить устный ответ на вопрос:

— Как развиваются способности человека и где они проявляются?

— Как формируется характер?

3. Выполнить задание 2 на с. 23 учебник 1.

4. Подготовиться к обсуждению вопроса «Может ли гений быть злодеем?»


Дополнительный материал для учителя

Талант и гений

В Древнем мире талантом называлась довольно значительная денежная единица. Но благодаря одной из притч Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, 25:14-30) сегодня под талантом понимают способности личности, которые следует приумножать, а не «зарывать в землю». Слово же «гений» в древнеримской мифологии обозначало духа - покровителя человека, рода или местности.

Между талантливым человеком и гением трудно провести четкую границу. Представление о гении не считается научным в строгом смысле слова; скорее это явление массового сознания, берущее начало в эпохе Возрождения и наиболее ярко выраженное романтиками. Последние представляли гения неким Божественным посланцем, сверхчеловеком, не только творчество которого, но и его самого нельзя судить по меркам толпы. Наиболее яркие примеры романтических гениев - герои поэм Байрона. Пушкинский Моцарт также несет на себе отпечаток романтической гениальности, поэтому просто талантливый и трудолюбивый Сальери негодует:

...О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

Начиная с титанов итальянского Возрождения, гениями считали исключительно выдающихся художников, писателей, музыкантов. Однако в дальнейшем благодаря развитию науки к ним стали относить и ее представителей (например, Эйнштейна).

Не удовлетворяясь сверхъестественными объяснениями, в XIX веке ученые пытались обосновать феномен гениальности с помощью психологии и физиологии. Например, итальянский психиатр Чезаре Ломброзо считал гениальность вырождением, а его многочисленные последователи - формой безумия (что оправдывало чудачества и эксцентричность некоторых гениев). Но, конечно, сумасшедших среди гениев не больше, чем среди прочих людей. А критериев гениальности нет: многие были признаны гениями спустя годы или даже столетия после смерти. Кроме того, известна нелюбовь одних гениев к другим. Например, Вольтера и Толстого к Шекспиру или Чехова - к Достоевскому: «Хорошо, но очень уж длинно и нескромно. Много претензий»

Почему же столь популярно такое представление о гениях? Вот одно из возможных объяснений. На фоне упадка традиционной веры культ творчества стал чем-то вроде светской параллельной религии, которой нужны собственные святые и подвижники. Платоновское понимание сверхъестественной природы творчества нашло приверженцев среди множества людей, буквально боготворивших своих кумиров. Впрочем, к самому творчеству эти мифы часто не имели отношения.

Рыжов Юрий. Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 229.


Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности — мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения.

Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

Идеал — это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы воплощаются в конкретные образы.

Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.

Качества и формы направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умением и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности. Одной из подструктур личности является темперамент — особенности личности, характеризующие ее со стороны динамики психических процессов. Физиологической основой этих особенностей являются присущие нервной системе человека сила, скорость протекания, быстрота смены и уравновешенность основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Учением о типах нервной системы И.П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных темпераментов, известных еще со времен античной медицины.

В практике выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

1. Холерик — бурный, порывистый, горячий и резкий. По И. П. Павлову — безудержный (тип), сильный, неуравновешенный, подвижный.

2. Сангвиник — живой, подвижный, эмоциональный, отзывчивый. По И. П. Павлову — живой (тип), сильный, уравновешенный, подвижный.

3. Флегматик — спокойный, вялый, медлительный, устойчивый. По И. П. Павлову — спокойный (тип), сильный, уравновешенный, инертный.

4. Меланхолик — грустный, подавленный, робкий, нерешительный. По И. П. Павлову - слабый (тип), неуравновешенный, инертный.

Типы могут сочетаться друг с другом. В зависимости от преобладания тех или иных сигнальных систем И. П. Павлов выделил три «истинно человеческих» типа: мыслительный, художественный и средний.

Преобладание деятельности второй сигнальной системы отличает мыслительный тип, склонный к рассудочной жизни, абстрактно-логическому мышлению. Его чувства отличаются сдержанностью и умеренностью. При доминировании первой сигнальной системы имеет место художественный тип. Мышление его конкретно-образное, с эмоциональными компонентами. Уравновешенность в деятельности сигнальных систем дает средний, промежуточный тип. Он встречается гораздо чаще (80%).

При общей оценке личности важное значение имеет характер. Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении человека к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.

Можно выделить четыре основные черты характера.

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость, и человеконенавистничество, скупость и доброта, правдивость и лживость и пр.

2. Отношение к труду: трудолюбие и леность, аккуратность и небрежность и др.

3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.

4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.

Характер формируется на протяжении всей жизни человека в соответствии с условиями жизни, практики и общественного опыта.

Матвеева В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. С. 70—72.






Для любых предложений по сайту: [email protected]