Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию богатства мира знаний, причин стремления человека познать мир и самого себя.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Познакомить учащихся со способами познания окружающего мира.
Учебное оборудование: карточка с тестом № 2, карточки с текстом дополнительного материала.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова и понятия (познание человеком мира и себя, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я»), схема, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек и культура»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 10 и № 11.
КАРТОЧКА № 10
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Какими путями происходит приобщение человека к культуре?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Кого можно считать культурным человеком?
• Как ты понимаешь выражение «царский» путь в науке?
• Охарактеризуй «человека культурного».
• Дай характеристику путей приобщения к культурным ценностям.
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 11
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Что значит быть культурным человеком?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Кого можно считать культурным человеком?
• Как ты понимаешь выражение «царский» путь в науке?
• Охарактеризуй «человека культурного».
• Дай характеристику путей приобщения к культурным ценностям.
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Выполнение задания 3 на с. 30—31 учебника 1.
в) Выполнение задания 6 на с. 58 учебника 2.
г) Вставь пропущенные буквы, там где это необходимо: об... няние, ос...зание, ощ...щение, гу...анист, чу...ство.
д) Фронтальный опрос.
1. Что такое культура?
2. Приведи примеры многообразия значения понятия «культура».
3. Почему существуют общечеловеческие культурные ценности?
4. Как связаны культура и образование?
5. Какими качествами должен обладать культурный человек?
е) Выполнение тестового задания.
ТЕСТ № 2
1. Человеку для нормального развития требуются вода, воздух и общество, поэтому он существо:
A) социальное;
Б) биологическое;
B) нравственное;
Г) биосоциальное.
2. Выберите наиболее верное утверждение:
A) Потребности — это возможность общаться;
Б) Потребности — не могут быть полностью удовлетворены;
B) Потребности — это представления человека об окружающем мире;
Г) Потребности — могут быть либо физическими, либо биологическими.
3. Выбери главное средство общения для людей.
A) речь;
Б) жест;
B) мимика;
Г) письмо.
4. Для достижения поставленной цели человек осуществляет:
A) движение;
Б) обучение;
B) питание;
Г) деятельность.
5. Подбери пары:
A) П. И. Чайковский А) певец
Б) А. А. Алехин Б) шахматист
B) И. К. Айвазовский В) ученый
Г) Ф. И. Шаляпин Г) композитор
Д) Д. И. Менделеев Д) художник
6. Стремление человека совершенствоваться зависит от:
A) общественной среды;
Б) самовоспитания;
B) наследственности;
Г) верно все перечисленное.
7. Желание правителя Египта быстро изучить геометрию, получило образное название:
A) внешняя культура;
Б) элитарная культура;
B) «царский» путь;
Г) «золотое правило нравственности».
Ключ к тесту:
1-Г; 2-Б; 3-А; 4-Г;5-А-Г, Б-Б, В-Д, Г-А, В-Д; 6-Г; 7-В.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 10 и № 11, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Знание о мире и мир знаний.
• Сколько «Я» в каждом «Я».
Задача для учащихся. Выяснить, каким образом человек познает окружающий мир и самого себя?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 31—34. Задание для учащихся. Заполни пропуски в ниже приведенной схеме и сделай вывод о способах познания окружающего мира:
Ответы: 1. Человек. 2. Органы чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус); ощущения. 3. Восприятие окружающего мира. 4. Человек использует суждения и умозаключения. 5. Человек стремится к установлению истины. 6. Опора на опыт, народную мудрость, научные знания и использование средств искусства.
Вариант вывода:
Человек, познавая окружающий мир, стремится к установлению истины, используя научное и эмпирическое познание мира, опираясь на собственный опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями.
2. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом. Задание для учащихся. Выяснить, почему меняется отношение человека к науке в современном мире?
Дополнительный материал
Научное суеверие
Подавляющее число людей не имеют о науке никакого понятия... Наука доступна немногим. Будучи основной характерной чертой нашего времени, она в своей подлинной сущности тем не менее духовно бессильна, так как люди в своей массе, усваивая технические возможности или догматически воспринимая ходульные истины, остаются вне ее.
В нашу эпоху наука пользуется неслыханным признанием. От нее ждут решения всех проблем - всепроникающего познания бытия в целом и помощи во всех бедах. Ложная надежда является по существу научным суеверием, а последующее разочарование ведет к презрению...
Тем самым в последние столетия в исторический процесс проник новый феномен: стремление с помощью знания не только обрести опору в мире необозримого многообразия человеческих отношений, но, основываясь на знании мира в его целостности (а наличие этого знания в обожествляемой науке не подвергалось сомнению) и, руководствуясь только рассудком, упорядочить мировое устройство. Это типичное для людей нашего времени суеверие заставляет их ждать от науки того, что она совершить не может. Они принимают псевдонаучные целостные объяснения вещей за окончательное знание; некритично принимают выводы, не вникая в методы, которые позволили к ним прийти, и не ведая границ, в пределах которых научные выводы вообще могут быть значимыми... Однако как только это суеверное преклонение перед наукой сменяется разочарованием, мгновенно следует реакция - презрение к науке, обращение к чувству, инстинкту, влечениям. Тогда все беды связываются с развитием современной науки. Подобное разочарование неизбежно при суеверном ожидании невозможного: наилучшим образом продуманные теории не реализуются, самые прекрасные планы разрушаются, происходят катастрофы в сфере человеческих отношений тем более непереносимые, чем сильнее была надежда на безусловный прогресс.
Ясперс К. Научное суеверие // Энциклопедия для детей. Т. 18.
3. Беседа по тексту документа:
— большинство людей ждут от науки «решения всех проблем»;
— вера во всесилие науки превратилась в «научное суеверие»;
— люди ждут от науки того, что «она совершить не может»;
— разочарование в научных знаниях ведет к «катастрофе в сфере человеческих отношений»;
— все это потому, что большинство людей не занимается наукой.
4. Рассказ учителя о познании человеком самого себя (в объеме учебника). Задание для учащихся. Запиши объяснение понятий самосознание, самоанализ, самооценка.
Раскрыть понятие «я». «Образ Я» — система представлений, образов оценок, о самом себе.
«Я реальное» — представление человека о себе в данный момент времени. «Я динамическое» — каким человек хочет стать. «Я фантастическое» — представление о себе в мечтах, каким бы он хотел стать. «Я идеальное» — представление, каким себя было бы приятно видеть. «Я представляемые» — роли, которые играет человек, пряча свое «реальное я». Выделение себя из окружающего мира способствует самосознанию человека.
«Образ Я» — внешность человека, представление о внутренних качествах. Сравнивая себя с другими людьми, человек формирует свою самооценку. Сравнение, обычно, связано с целями, которые ставит перед собой человек. Если человек ставит перед собой задачи невыполнимые для него, то самооценка его завышена, но многие люди не стремятся к достижению высоких целей, довольствуясь малым. Такие люди часто бывают неуверенны в себе, своих возможностях, что говорит о заниженной самооценке.
Для совпадения самооценки и отношения к человеку со стороны других людей необходимо анализировать свои поступки. Часто самоанализ своих поступков человек проводит, попав в какие-то критические для себя обстоятельства. Самоанализ дает хорошие результаты, если человек может учесть ошибки, совершенные им.
Вариант ответа:
Самосознание — осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своих способностей.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, своего места в обществе.
Самоанализ — критическое переосмысление своих поступков, действий, слов.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Ответь на вопросы 4, 7, 8 на с. 36.
2. Какими способами человек познает окружающий его мир?
3. Почему, познавая мир, человек познает самого себя?
V. Подведение итогов урока
1. Как человек познает окружающий его мир и самого себя?
2. Почему для человека так важно познание мира?
Домашнее задание
1. Прочитать § 6 учебника 1.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопросы:
— Как человек познает окружающий его мир?
— Какие проблемы возникают при познании самого себя?
3. Выполнить задание 3 учебника 1 на с. 36.
Дополнительный материал для учителя
Знание - сила!
Новое время - эпоха торжества разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и разум или даже подчинить разум вере. Она провозгласила многие важнейшие вопросы бытия принципиально непостижимыми для человеческой мысли. Напротив, Новое время отменяет авторитет веры, все подвергает критике, утверждает безграничные возможности рационального познания.
Два философа XVII в. стоят у истоков современной культуры - англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650).
Людское знание непрочно и сомнительно, полагал Декарт. Древние авторы противоречат друг другу, чувства нередко обманывают нас (так, во сне нам кажется, что мы бодрствуем). Нет гарантий, что реальны вещи, окружающие нас. Нельзя быть до конца уверенным в существовании Бога, поскольку Он не является чем-то самоочевидным. Декарт ищет исходную точку размышления. И находит несомненной единственную истину: «Я мыслю, следовательно, существую». Здесь бытие выводится из мышления (а не наоборот, как было раньше, в греческой философии). Мыслящее «я, субъект познания, ставится в центр мира.
Философия Декарта (и вся последующая культура Нового времени) не только поставила человека во главу угла, но резко отделила его от остального мира. Человек начинает восприниматься не как существо, причастное Божественному, и не как часть природы, а как творческий субъект всякой деятельности и познания. Фактически он теперь становится на место самого Бога. А природа рассматривается как пассивный, исследуемый и покорный объект. Между человеком и миром, субъектом и объектом возникает незримая стена. Господствующее настроение Нового времени Ницше определяет как «волю к власти», а мыслитель Эрих Фромм (1900-1980) - как желание «иметь», т. е. непрерывно подчинять себе мир, присваивать и использовать его богатства, обладать им.
Бэкон призывал отказаться от поиска истины в прошлом (в классических текстах) и обратиться вперед, в будущее («Истина-дочь времени, а не авторитета»). Он доказывал, что философия должна подчиниться науке (едва перестав быть «служанкой теологии», философия вновь попадает в услужение). Наука же обязана отвечать практическим потребностям жизни. Цель познания - не созерцание Божественного и не возвышение души, как считали в античности и в средние века, а преобразование природы. Истинно то, что полезно. «Знание - сила!» - этот афоризм Бэкона ознаменовал собой переворот в понимании задач философии, науки, познания, да и человеческой жизни как таковой. Позицию Бэкона можно выразить известными словами Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская...». Природа объявляется бездушной «машиной», управляемой естественными законами, резервуаром ресурсов для ее хозяина - человека. Разум может и должен перестроить мироздание под нужды людей.
Идеи основателей новоевропейской философии окончательно восторжествовали в XVIII столетии - веке Просвещения. Бэкон и Декарт еще пытались согласовать естественное и сверхъестественное, религиозный опыт и рациональное научное познание, веру и разум. Их духовные наследники просветители отождествили веру с суеверием, а высшим судьей во всех вопросах объявили «здравый смысл» и «естественный свет разума». Просвещение расценило предыдущую историю человечества (кроме античности) как «темные века» и начало борьбу с любыми «предрассудками» и традициями, поставив своей задачей - и в области знания, и в социальной жизни - возвести здание культуры с нуля, на разумных основаниях.
Рационализм (стремление установить истину, исследуя причинно- следственные связи между явлениями), сциентизм (вера в науку как в высшее и абсолютное знание) и технократизм (власть техники и людей, ею управляющих) - важнейшие характерные черты Нового времени. Стремительное развитие науки и техники, «перелицовывание» облика планеты - основной пафос последних трех веков. За это время человечество создало паровоз, автомобиль и самолет, компьютер и атомную бомбу, запустило космическую ракету и изобрело телевидение, сотворило множество искусственных веществ, проникло в глубины атома и ДНК. Ньютон и Эйнштейн, Дарвин и Менделеев, Маркс и Фрейд, Лавуазье и Ламарк, Фарадей и Лобачевский - вот лишь некоторые из множества научных гениев, которых подарило миру Новое время (каскад этот иссяк к концу XX столетия). По мере разочарования в религии человечество все с большей надеждой смотрело на науку, ожидая от нее решения жизненно важных вопросов.
Однако в XX в. ситуация меняется. Техника из сказочного орудия в руках человека все более превращается в деспота, отделившего людей от природы непреодолимыми барьерами и подменившего своими искусственными «протезами» все живое и подлинное. Характерно, что в современной литературе и кинематографе очень популярна тема восстания машин, которые, выйдя из-под контроля, поработят или уничтожат человечество. Уже не эйфория, а тревога и испуг во многом характеризуют отношение наших современников к науке и технике. Что несут новейшие открытия в клонировании и генной инженерии, обработке информации или технологии строительства АЭС? Решение социальных и экологических проблем, продление жизни, излечение смертельных заболеваний? Или физическое вырождение, зомбирование, экологические катастрофы, появление оружия сокрушительной силы? Современный человек не знает ответа на эти вопросы. Он чувствует себя беспомощным перед учеными-экспертами и теми, кто пользуется результатами их труда. Ведь принципы высшей математики и генной инженерии для него не менее загадочны, чем магические заклинания древних жрецов.
А в событиях, подобных аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС, ощущается нечто грозное, ужасное. Перед этим ужасом человек беззащитен, как его первобытный предок был беззащитен перед ураганом или землетрясением.
В XX в. выявилось также бессилие человека и перед государством, и перед скрытыми пластами собственной психики. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд сравнил наше «я» с всадником, оседлавшим лошадь- подсознание, но не способным с ним справиться и не понимающим, куда его несет. Соотечественник Фрейда писатель Франц Кафка в своих произведениях показал беспомощность людей перед абсурдным и непостижимым миром бюрократии. Торжественно провозглашенный символом веры антропоцентризм пришел в противоречие с собственными последствиями. Поработивший природу человек в конце концов сам оказался порабощенным - его же созданиями, вышедшими из-под контроля.
Энциклопедия для детей. Т. 19. С. 597—599.