Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию сущности человеческого бытия.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Способствовать воспитанию у школьников способности объективно оценивать свои поступки, давать им оценку, задумываться о последствиях, к которым могут они привести.
Учебное оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (человек, личность смысл жизни, индивид, индивидуальность), таблица, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек познает мир»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 12 и № 13.
КАРТОЧКА № 12
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Как человек познает окружающий его мир?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что является объектом познания человека?
• Какие способы познания использует человек?
• Что такое истина? Как человек находит истину?
• Чем отличается познание окружающего мира от познания общества?
• Какова роль науки в познании мира и жизни человека?
в) Сделай вывод. __________________
КАРТОЧКА № 13
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Какие проблемы возникают при познании самого себя?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что представляет понятие «я»?
• Как формируется самосознание?
• Что такое самооценка?
• Какие цели ставит перед собой человек?
• Почему необходимо анализировать свои поступки?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя):
а) Проверка домашнего задания в тетради.
б) Индивидуальное задание (5—6 чел.): задание 2, с. 36 учебник 1.
в) Ответь на вопросы:
1. Что такое познание?
2. Какими способами человек познает мир?
3. Что мы считаем истиной?
4. Как связаны самосознание, самоанализ и самооценка?
5. Как формируется самооценка?
г) Выполнение задания: подбери пары.
1. «Отец истории» А) Дельфы
2. «Царский» путь в науке Б) Гомер
3. «Илиада» В) Геродот
4. «Познай самого себя» Г) Евклид
Ответ: 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А.
д) О каком познании идет речь в приведенном ниже отрывке? Какие органы чувств использованы человеком? Докажи примерами из текста
Человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним бескрайняя синева и золотое солнце. Он слушает непрекращающийся шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Человек чувствует себя счастливым и сильным, ощущает каждый свой мускул, все свое тело, крепко стоящее на земле. В его мозгу рождается образ — МОРЕ, которое он уже никогда не забудет.
Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств.
Детская энциклопедия. Т. 7. С. 124.
Вариант ответа:
Приведен пример чувственного познания человека.
Осязание и вкус — «Ветер бросает ему в лицо соленые брызги».
Зрение — «Перед ним бескрайняя синева и золотое солнце».
Слух — «Он слушает непрекращающийся шум волн»
Обоняние — «вдыхает неповторимый запах моря».
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 12 и № 13, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Кто я?
• Зачем я?
• Что будет после меня?
• Человек: индивид, личность.
Задача для учащихся. Какие из вечных вопросов наиболее актуальны для юношеского возраста? Чем отличаются индивид и личность?
1. Самостоятельная работа учащихся с учебником 1 с. 37—40. Задание для учащихся. Ответь на вопросы, заполни таблицу (см. ниже) и сделай вывод, какой из вопросов для тебя наиболее важен.
2. Проверка заполнения таблицы.
Вариант ответа.
Вопросы |
Содержание ответа |
Кто я? |
Место в обществе — ученик (ученица), юноша (девушка), сын (дочь), друг (подруга). Оценка способностей - хороший (плохой), добрый (злой), одаренный (посредственный). Оценка тела и внешности - высокий (низкий), полный (худой), красивый или не очень. |
Зачем я? |
Какие цели я ставлю перед собой? Как я могу добиться их выполнения? Что значит быть счастливым? Что я могу сделать для других людей? |
Что будет после меня? |
Как продлить жизнь? Почему люди умирают? В чем смысл человеческой жизни? Как относятся к смерти разные народы? |
Примерный вывод (каждый ученик сделает свой вывод):
В юношеском возрасте наиболее важны два вопроса Кто я? и Зачем я? Сравнивая себя с окружающими, подросток определяет, кем он будет в будущем. Ищет для себя свое место в обществе, пытается анализировать свои и чужие поступки, определяя их значимость для себя и других людей.
3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом. Задание для учащихся. Какие черты лорда Гленарвана как индивида и личности описаны в отрывке произведения Жюль Верна «Дети капитана Гранта»?
Дополнительный материал
Малькольм-Касл, один из самых поэтических замков горной Шотландии, расположен вблизи деревни Люсс над живописной долиной. Прозрачные воды озера Ломонд омывают гранит его стен. С незапамятных времен замок принадлежал роду Гленарван, сохранившему на родине Роб-Роя и Фергуса Мак-Грегора гостеприимные обычаи старинных героев Вальтера Скотта.
Когда в Шотландии вспыхнула революция, то у многих вассалов, которые не могли уплатить своим бывшим ленным землевладельцам высокую арендную плату, земли были конфискованы. Некоторые из них погибли от голода, другие стали рыбаками, а иные эмигрировали. Отчаяние охватило всех. Одни только Гленарваны полагали, что верность данному слову обязательна для всех людей как знатных, так и простых и не нарушили договоров со своими арендаторами. Ни один из них не покинул родной кров, не расстался с землей, где покоился прах его предков, все продолжали жить на тех же землях, которые некогда арендовали у своих господ. Итак, в эту эпоху всеобщей ненависти и вражды у Гленарвана, как в замке Малькольм-Касл, так и на борту «Дункана», служили лишь шотландцы. Все были потомками бывших вассалов МакГрегора, Мак-Фарлапа, Мак-Наббса, Мак-Ногтона, все были уроженцами Стирлинга или Думбартона, все - люди честные, душой и телом преданные своему господину. Некоторые говорили даже на гэльском языке горной Шотландии.
У лорда Гленарвана было огромное состояние. Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость, ибо доброта неисчерпаема, а щедрость имеет пределы.
Землевладелец Люсса, лорд Малькольм являлся в палате лордов представителем своего графства. Будучи иакобитом (сторонником Стюартов), он отнюдь не заискивал у Ганноверского дома и не был в чести у государственных мужей Англии, главным образом потому, что придерживался обычаев своих предков и стойко противился политическому нажиму «этих южан».
Но лорд Гленарван не был ни реакционером, ни человеком ограниченного ума и узких воззрений. В своем графстве он поощрял все передовое, в душе же оставался страстным патриотом-шотландцем и, участвуя в состязаниях Королевского яхт-клуба, радел лишь о славе родной Шотландии.
Эдуарду Гленарвану было тридцать два года. Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. От него так и веяло поэзией горной Шотландии. Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным. Это был Фергус XIX столетия, необычайно добрый, совершеннее, чем сам святой Мартин, способный единственное рубище свое отдать бедняку.
Верн Ж. Необыкновенные приключения.
Дети капитана Гранта. С. 18—19.
3. Беседа по тексту документа.
Варианты ответа учащихся:
Индивид и индивидуальность: «У лорда Гленарвана было огромное состояние». «Эдуарду Гленарвану было тридцать два года. Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. От него так и веяло поэзией горной Шотландии».
Личность: «Гленарваны полагали, что верность данному слову обязательна для всех людей как знатных, так и простых и не нарушили договоров со своими арендаторами».
«Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость, ибо доброта неисчерпаема, а щедрость имеет пределы».
«Землевладелец Люсса, лорд Малькольм являлся в палате лордов представителем своего графства. Будучи иакобитом (сторонником Стюартов), он отнюдь не заискивал у Ганноверского дома и не был в чести у государственных мужей Англии, главным образом потому, что придерживался обычаев своих предков и стойко противился политическому нажиму «этих южан». Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным. Это был Фергус XIX столетия, необычайно добрый, совершеннее, чем сам святой Мартин, способный единственное рубище свое отдать бедняку».
IV. Закрепление изученного на уроке
— Какие вопросы и почему мы считаем вечными?
— Что является главной чертой, отличающей сформировавшуюся личность от индивида?
— Как происходит формирование личности?
— Какими индивидуальными чертами обладают твои одноклассники?
V. Подведение итогов урока
1. В чем заключается вечность вопросов?
2. Какова сущность человеческого бытия?
3. Чем отличаются индивид и личность?
Домашнее задание
1. Прочитать § 1—7 учебника 1 или § 2, 5, 6, 7 учебника 2.
2. Повторить значение терминов: потребность, ложные потребности, общение, биосоциальное существо, способности, характер, деятельность.
3. Подготовиться к проверочной работе.
Дополнительный материал для учителя
Смерть в культуре нового времени
Культуры античного и средневекового общества пронизаны ощущением смерти, размышлением о ней, даже прижизненным переживанием ее опыта. Искусство умирания, опыт смерти (и преодоление страха перед ней) у древних эллинов обретались через мистерии Элевсина. Средневековые монахи повторяли, встречая друг друга, как девиз: «Помни о смерти». Это напоминание задавало масштаб и определяло смысл жизни, помогало подготовиться к Страшному суду.
Общество Нового времени, ориентированное на потустороннее и одержимое идеей материального прогресса, фактически наложило запрет на обсуждение темы смерти. Человек не верит в загробную жизнь. Отказываясь верить в Бога, он вместе с тем избегает думать о том, каков смысл скоротечной жизни, завершающейся неминуемой смертью. Ибо подумать об этом - значит ощутить отчаяние и боль, а от них он бежит как от огня. «Живи сегодняшним днем!» - вот установка большинства людей стран Запада.
Оборотной стороной такого отношения к смерти является ...лавинообразный рост самоубийств. Зачем жить, если за мимолетной жизнью следует вечная бессмыслица смерти? В США, например, ежегодно совершаются от 300 до 400 тысяч попыток суицида, из которых 29 тысяч заканчиваются трагично. Российский мыслитель второй половины XX века В.В. Налимов писал: «Культура наших дней утратила сакральный смысл умирания. На эту тему не принято говорить... Нам придется согласиться с тем, что наша культура, кажется, является единственной за всю историю человечества, лишенной единой, сколько-нибудь приемлемой для всего общества позиции по отношению к проблеме жизнь - смерть... Но... в подполье, в глубинах сознания тревога смерти живет и тяжко мучает человека. Культура оказывается страдающей глубоким недугом».
Рябов П. Смерть в культуре Нового времени // Энциклопедия для детей. Т. 21. С. 600.