Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Правовое государство: право выше власти
Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей правового государства, причин, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (публичная власть, теория разделения властей, верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный суд), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовая ответственность»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 5-7
КАРТОЧКА № 5
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какими бывают правонарушения и правовая ответственность за них?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое правонарушение?
- Каковы признаки правонарушения?
- Чем отличается преступное деяние от проступка?
- Когда наступает ответственность за правонарушение, и какое наказание несут правонарушители?
- Какой смысл несет понятие «правовая ответственность»?
- Каковы виды юридической ответственности?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 6
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие правонарушения рассматриваются административным правом?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое административное право?
- Какие сферы жизни общества оно охватывает?
- Где существуют и работают административные органы управления?
- Какие формы могут иметь нормы административного права?
- Приведите примеры административных правонарушений.
- Какие наказания предусмотрены законом за административные правонарушения?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 7
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие общественные отношения регулирует уголовное право?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Когда был принят Уголовный кодекс РФ?
- Почему отрасль уголовного права называют охраняющим правом?
- Какие задачи, помимо охраняющей, выполняет уголовное право?
- Что такое самооборона?
- Примеры каких видов преступлений вы можете привести?
- Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе?
- Когда применяется наказание за преступление?
- Какую цель преследует наказание?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Приведите примеры правовых и моральных норм.
Вариант ответа:
Правовые нормы |
Моральные нормы |
Отношения между работником и работодателем. Правила дорожного движения. И др. |
Правила поведения в обществе. Отношения учеников и учителей. Семейные традиции. И др. |
ВАРИАНТ В
Выполнение тестового задания
1. Что служит главным критерием правовой культуры человека?
а) знание законов;
б) юридическая ответственность;
в) юридическое образование;
г) чтение юридической литературы.
2. Какое из приведенных правонарушений будет характеризоваться как преступление?
а) переход улицы на красный свет;
б) распитие спиртных напитков во дворе жилого дома;
в) кража сотового телефона из школьной раздевалки;
г) оскорбление прохожих.
3. Кто ввел в право понятие «категорического императива»?
а) И. Кант;
б) Г. Гегель;
в) К. Маркс;
в) В. Ленин.
4. Какую отрасль права можно назвать управленческим правом?
а) уголовное право;
б) трудовое право;
в) административное право;
г) семейное право.
5. Что входит в функции уголовного права?
а) охрана интересов личности;
б) предупреждение преступления;
в) запрет на общественно опасные деяния;
г) все вышеперечисленное.
6. Кто из перечисленных лиц не может быть подвергнут административному аресту?
а) врач скорой помощи;
б) государственный чиновник;
в) пенсионер;
г) учащийся 11 класса.
7. Что из перечисленного является признаком правонарушения?
а) опасные мысли;
б) опасное поведение;
в) угрожающий тон и смысл речи;
г) подозрительный вид.
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
- Что такое административное право? (Это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфере охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.)
- Какие наказания предусматривает Административный кодекс РФ? (Административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискация орудия правонарушения, исправительные работы, административный арест на срок до 15 суток.)
- В чем отличие проступка от правонарушения? (Проступок - вид правонарушения. В отличие от преступления, проступок обычно лишен общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражданские, административные и дисциплинарные проступки.)
- Что такое преступление? (Сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.)
- Какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ? (1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества (отменена); 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.)
- С какого возраста наступает ответственность по Уголовному кодексу РФ? (С 16 лет.)
- Какую роль в судебном процессе играют присяжные заседатели? (Они имеют право рассматривать дело в суде и выносить вердикт.)
- Что включает в себя уголовное право? (2 части: общую и особенную. Первая состоит из норм уголовного права. Вторая представляет собой перечень отдельных преступлений.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 5-7, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое государство?
2. Соединение силы и справедливости.
3. Власть в правовом государстве.
4. Признаки (принципы) правового государства.
Задача для учащихся: выяснить, кто выше: право или власть? Зачем разделять единую власть?
1. Беседа с учащимися о признаках государства или самостоятельная работа с текстом учебника (§ 31 учебника 1 (с. 192-193) или § 2 учебника 2 (с. 12-19)) и дополнительным материалом.
Дополнительный материал
Происхождение государства (Commonwealth).
Определение государства
Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. [18]
Задание для учащихся: вспомнить и записать основные признаки государства. (Территория, столица; наличие публичной власти; суверенитет; органы государственного управления; налоги.) Какую форму государства считает наилучшей Т. Гоббс? (Абсолютную монархию.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (§ 31, с. 193-195) или учебник 2 (§ 6, с. 52-53).
Задание для учащихся: каковы признаки (принципы) правового государства? Почему право должно быть выше власти?
Вопросы к дополнительному материалу:
- Почему государство должно соблюдать права человека?
- О каких признаках правового государства писал Джон Локк?
- Какие права человека Дж. Локк считал незыблемыми?
Дополнительный материал
Джон Локк
Знаменитый английский философ Джон Локк был первым писателем, собравшим в четкую форму базовые идеи конституционной демократии. Его идеи сильно повлияли на творцов Конституции США и на ведущих философов французского Просвещения.
Локк родился в 1632 г. в Англии в городе Урингтон. Он обучался в Оксфордском университете, где получил степени бакалавра в 1656 г. и магистра в 1658 г. В молодости Локк живо интересовался наукой и в возрасте 36 лет был избран в Королевское общество. Сначала он подружился со знаменитым физиком Робертом Бойлем, а потом с Исааком Ньютоном. Еще Локк интересовался медициной и получил в этой области степень бакалавра, хотя практиковал лишь изредка.
Поворотной точкой в жизни Локка стало знакомство с графом Шафтсбери, для которого он стал секретарем и личным врачом. Шафтсбери был важным выразителем либеральных политических идей и некоторое время был узником Карла II за свою политическую деятельность. В 1682 г. Шафтсбери бежал в Голландию, где умер на следующий год. Локк, который из-за своего близкого знакомства с Шафтсбери попал под подозрение, тоже бежал в Голландию в 1683 г.
Там он оставался до тех пор, пока преемника Карла короля Якова не сместили после революции 1688 г. В 1689 г. Локк вернулся домой и прожил оставшуюся часть жизни в Лондоне. Он никогда не был женат и умер в 1704 г.
Книга, которая принесла Локку первую славу, называлась «Эссе, касающееся человеческого понимания» (1690). В ней он обсуждал происхождение, природу и пределы людского познания. В основе мнения Локка лежала эмпирика, и также очевидно влияние Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. В свою очередь, идеи Локка повлияли на таких философов, как епископ Джордж Беркли, Дэвид Хьюм и Иммануил Кант. Хотя «Эссе» является наиболее самобытной работой Локка и одним из знаменитых примеров классической философии, она оказала меньшее влияние на развитие истории, чем его политические труды.
В «Письме о терпимости» (впервые опубликованном анонимно в 1689 г.) он утверждал, что государство не должно вмешиваться в свободу вероисповедания. Локк был не первым англичанином, который предлагал религиозную терпимость всем ветвям протестантства, однако его сильные аргументы в защиту терпимости послужили причиной роста народной поддержки этой политики. Более того, Локк распространил принципы терпимости на нехристиан: «...Ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны лишаться гражданских прав Содружества из-за своей религии». Однако Локк считал, что такая терпимость не должна распространяться на католиков, поскольку был уверен, что те были в долгу за свое господство перед зарубежными монархами, а не перед атеистами. По современным представлениям, следовательно, этого философа посчитали бы очень нетерпимым, но справедливо судить его стоит лишь относительно его времени. Фактически аргументы, представленные им в защиту религиозной терпимости, были более убедительными для читателей, чем сделанные им исключения. Сегодня, частично благодаря работам Локка, религиозная терпимость распространилась даже на те группы, которые философ исключил бы.
Еще более важное значение имеет труд Локка «Два трактата по управлению» (1689), в котором он представил основные идеи либеральной конституционной демократии. Влияние этой книги на политическую мысль англоязычного мира очень глубоко. Локк твердо верил, что каждый человек обладает естественными правами, которые включают в себя не только жизнь, но также личную свободу и право иметь собственность. Главная цель правительства, утверждал он, - защищать людей, а также их собственность. Эту точку зрения иногда называли «теорией правления ночного сторожа».
Отвергая представления о королевской власти как о божественной, Локк утверждал, что правительство получает власть только с согласия управляемых. «Свобода человека в обществе заключается в том, чтобы находиться ни под какой иной законодательной властью, кроме как установленной согласием в Содружестве...» Локк всегда придавал особое значение идее социального договора. Эта идея была частично позаимствована из трудов английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Но в то время как Гоббс использовал свою идею социального договора с целью оправдать абсолютизм, с точки зрения Локка, социальный договор может быть отменен:
...Когда бы законодатели ни стремились отобрать и разрушить собственность людей или обратить их в рабов под деспотической властью, они вводят себя в состояние войны с народом, который после этого свободен от любого дальнейшего подчинения, и ему остается право на общее убежище, которое Бог предоставляет всем людям от насилия.
И еще: «...У людей остается высшая власть сместить или поменять законодателей, если они обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая оказанного им доверия...». Защита Локком права на революцию очень сильно повлияла на Томаса Джефферсона и других американских революционеров.
Локк верил в принцип разделения власти, однако чувствовал, что законодательство должно быть выше исполнительной власти (и, следовательно, выше власти судебной, которую он считал ветвью исполнительной власти). Верящий в старшинство законодательства, Локк оспаривал право судов объявлять внеконституционные законодательные акты.
Хотя философ твердо верил в принцип правления большинства, тем не менее он ясно давал понять, что правительство не обладает неограниченными правами. Большинство не должно подвергать насилию естественные права людей, как не должно оно также лишать их права на собственность. Правительство может только на законных основаниях взять какую-либо собственность с согласия гражданина. (В Америке эта идея окончательно выражена в лозунге «Никаких налогов без утверждения».)
Из сказанного выше очевидно, что Локк фактически выразил все основные идеи американской революции почти за сто лет до того, как это событие произошло. Его влияние на Томаса Джефферсона особенно сильное. Идеи Локка проникли и на Европейский континент - особенно во Францию, где они явились косвенным фактором, приведшим к Великой французской революции и к французской декларации прав человека. Хотя такие фигуры, как Вольтер и Томас Джефферсон более известны, чем Локк, его труды предшествовали их трудам и сильно повлияли на них. Следовательно, выглядит вполне справедливым, что Локк стоит выше Вольтера и Джефферсона в нашем списке. [53, с. 244-247]
3. Беседа по прочитанному тексту учебника и тексту дополнительного материала. Проверка записей в тетради
Вариант ответа в тетради:
Признаки (принципы) правового государства:
• верховенство права (правового закона);
• незыблемость прав и свобод человека;
• разделение властей.
Справка для учителя Признаки (принципы) правового государства:
1. Верховенство закона.
2. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
3. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Сильная судебная власть. [41, С. 12]
По мнению Локка, человека нельзя лишить его естественных прав и права собственности.
IV. Закрепление изученного на уроке
- Назовите признаки государства, его формы и политические режимы.
- Что такое суверенитет?
- Почему правовое государство остается идеалом для современного мира?
- Что такое категорический императив?
- Какой признак правового государства отражает существование в нашей стране Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда РФ?
- Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Клеменс Меттерних)?
V. Подведение итогов урока
- Зачем соединять силу и справедливость?
- Что выше: право или власть?
- Всеобщая связанность законом - в чем смысл?
- Зачем разделять единую власть?
Домашнее задание
1. Прочитать § 31 учебника 1 (с. 192-197) или § 2 и § 6 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Зачем соединять силу и право?
- Почему нужно разделять власть в государстве?
- Каковы признаки правового государства?
3. Выполнить в тетради задание 4 на с. 199 учебника 4 или практикум на с. 20 учебника 2.
Дополнительный материал
Сперанский Михаил Михайлович (1772, Черкутино Владимирской губернии - 1839, Санкт-Петербург) - государственный деятель. Родился в семье священника. После окончания Александро-Невской семинарии был в ней профессором, префектом (начальником). В 1797 г. вступил на государственную службу. Обладавший громадной работоспособностью, умением хорошо писать и говорить, Сперанский уже в 1801 получил чин действительного тайного советника. Он занимался составлением многочисленных указов и манифестов, характеризующих «дней Александровых прекрасное начало».
Назначенный на службу в Министерство внутренних дел, Сперанский наряду с гигантской законотворческой работой подготовил проекты, выдвинувшие его в ряд первых политических мыслителей: «Размышления о государственном устройстве империи», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», «О духе правительства» и др. В 1807 г. Сперанский стал статс-секретарем императора и в 1808 г. сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном.
К 1809 г. Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого должны были стать конституция и отмена крепостного права. Суть реформ - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также выборность части чиновников и расширение свободы печати, но «в известных, точно определенных размерах». Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский утверждал, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же - последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной Думе. Первым в России Сперанский заявил о необходимости создания конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод. Он предложил начать с учреждения Государственного совета, реорганизации министерств и Сената, а завершить призванием «народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной Думы».
Попытка преобразовать самодержавную монархию в государство на конституционных началах не удалась. Войдя в конфликт с петербургским обществом (одним из противников был Н. М. Карамзин со своей «Запиской о древней и новой России»), Сперанский был обвинен в измене и сослан сначала в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. После ряда писем Александру I Сперанский в 1816 г. был назначен пензенским губернатором. Будучи талантливейшим администратором, в 1819 г. он стал генерал- губернатором Сибири и добился улучшения управления этой частью страны.
В 1821 г. Сперанский возвращен в Петербург. Оставив конституционные проекты как несвоевременные, он стал членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол Николая I, доказав свою лояльность участием в Верховном суде над декабристами, Сперанский возглавил грандиозную работу по кодификации законов («Полное собрание законов Российской империи» в 45 т. (1830), «Свод законов» в 15 т. (1832) и др.). Он был членом ряда высших государственных комитетов, читал курс юриспруденции будущему императору Александру II. [56, с. 561-564]