Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Гражданское общество и государство
Цели: подвести учащихся к пониманию значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданское общество, государство, государственный чиновник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, референдум), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Правовое государство: право выше власти»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 8-10
КАРТОЧКА № 8
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Зачем соединять силу и право?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- В чем сила государства?
- Приведите примеры справедливых и несправедливых законов.
- Кто из древнегреческих философов заложил основы учения о правовом государстве?
- Где находится источник права?
- Почему право должно принадлежать человеку?
- Как соотносятся право и власть?
- Почему общество и государство должны подчиняться праву?
- Что такое демократия?
- Должна ли демократия опираться на законы?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 9
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему нужно разделять власть в государстве?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Как родилась теория разделения властей?
- Какие ветви власти существуют в государстве?
- Какой вклад в развитие теории правового государства внесли Аристотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк и И. Кант?
- Как должны строиться отношения между различными ветвями власти?
- Что такое категорический императив?
- Каковы признаки правового государства?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 10
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Каковы признаки правового государства?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Как вы понимаете римское изречение «Закон суров, но он закон»?
- Какие законы должны господствовать в правовом государстве?
- Как должны исполняться законы в правовом государстве?
- На какие ветви власти разделены государственные органы? Назови их.
- Кто является Президентом России?
- Какая партия победила на выборах в Государственную Думу?
- Кто возглавляет Правительство Российской Федерации?
- Какую роль играет Правительство Российской Федерации в жизни страны?
- Назовите ветви судебной власти в России.
- Почему важно исключить монополизацию власти в стране?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Каким судом будут рассматриваться:
1. Конфликт между соседями из-за нарушения границ земельных участков?
2. Конфликт между предприятиями из-за нарушения границ земельных участков?
3. Принятие Государственной Думой закона, ограничивающего права молодежи на образование?
4. Нарушение правил дорожного движения водителем рейсового автобуса?
5. Угроза террористического акта?
6. Указ Президента, вызвавший острую полемику в обществе?
7. Несогласие фирмы с методом начисления налогов на ее прибыль?
(Конституционным судом - 3, 6. Арбитражным судом - 2, 7. Судом общей юрисдикции - 1, 4, 5.)
ВАРИАНТ В
- Какой, на ваш взгляд, смысл в нижеперечисленных афоризмах*?
• «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н. Бердяев).
• «За закон народ должен биться, как за городскую стену» (Гераклит).
• «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Ф. Вольтер).
• «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. Монтескье).
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
- Что такое государство? (Основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной территории.)
- Какие формы государства наиболее распространены в мире? (Монархия и республика.)
- На какие ветви делится государственная власть в правовом государстве? (Законодательная, исполнительная, судебная.)
- Каковы признаки (принципы) правового государства? (Верховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)
- Что такое категорический императив? (Независимость закона, равенство всех людей перед законом.)
- Кто из ученых-философов первым использовал понятие правового государства? (И. Кант.)
- Почему важным признаком правового государства является незыблемость прав и свобод человека? (Потому что главной целью правового государства является человек.)
- Может ли правовое государство существовать без свободной прессы? (Нет, т. к. это проявление одного из главных прав человека на свободу мысли, голоса.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 8, № 9 и № 10, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое гражданское общество?
2. Местное самоуправление.
Задача для учащихся: Выяснить, почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?
1. Беседа по вопросам
- Что такое общество?
- Как связаны между собой государство и общество?
- Каковы сферы жизни общества?
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).
Задание для учащихся: выяснить основные черты гражданского общества. (Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.
Сферы жизни общества |
Примеры |
Экономическая сфера |
|
Социальная сфера |
|
Сфера духовной культуры |
|
Политическая сфера |
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ
Учебник 1 (с. 203-204) или учебник 2 (с. 46-50), текст Конституции РФ.
Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление?
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29]
4. Беседа по прочитанному тексту
- Как формируются органы местного самоуправления? (Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)
- Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)
- Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству? (Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. Э.)
IV. Закрепление изученного на уроке
- Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод?
- Выполните задание 2 на с. 205 учебника 1.
- Как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество?
- Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании?
V. Подведение итогов урока
- Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?
- Может ли жизнь общества происходить без участия государства?
Домашнее задание
1. Прочитать § 32 учебника 1 (с. 200-204) или § 6 учебника 2 (с. 46-55).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Что такое гражданское общество?
- Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?
3. Выполнить задание 3 на с. 205 учебника 1 или практикум на с. 55 учебника 2.
Дополнительный материал
Конституция (устав) субъекта федерации - акт законодательного, представительного) органа государственной власти субъекта РФ, определяющий систему и структуру органов и другие существенные аспекты статуса субъекта РФ, принимаемые на основе Конституции РФ, законов и иных нормативных актов РФ, а также конституции (устава) субъекта РФ и нормативно-правовых актов субъекта РФ.
Конституция принимается в таком субъекте РФ как республика, а уставы принимаются во всех остальных субъектах РФ. Они подлежат применению только на территории соответствующего субъекта РФ.
Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией или уставом соответствующего субъекта РФ. Таким образом, Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами.
Конституция (Устав) субъекта РФ разрабатывается, принимается самостоятельно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Каждый субъект принимает свою конституцию или устав, в которых закрепляет основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в субъекте РФ; государственно-правовой статус; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов и органов местного самоуправления.
Субъектам Федерации предоставляется право иметь свою символику, что обязательно регламентировано в конституции или уставе субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать Конституцию (Устав) субъекта РФ, удостоверив обнародование путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить в срок, который устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ или законом субъекта РФ, но не превышающим четырнадцати календарных дней с момента поступления. Порядок обнародования устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ и законом субъекта РФ. Если Конституция (Устав) субъекта РФ отклоняется Высшим должностным лицом субъекта РФ, то он обязан возвратить проект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Подписание Конституции (Устава) субъекта РФ Высшим должностным лицом субъекта РФ и ее официальное опубликование означает вступление в силу. [4, с. 263]
* Цит. по: Душенко К. В. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.