Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 1. Общество - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
4 |
10 |
3 |
11 |
3 |
12 |
1 |
13 |
4 |
14 |
3 |
15 |
2 |
16 |
4 |
17 |
1 |
18 |
1 |
19 |
3 |
20 |
3 |
21 |
3 |
22 |
2 |
23 |
4 |
24 |
3 |
25 |
3 |
26 |
2 |
27 |
4 |
28 |
1 |
29 |
3 |
30 |
4 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
1 |
Естественная |
2 |
Регресс |
3 |
АБВГ |
4 |
3, 1, 4, 2 |
5 |
В, Г, ж |
6 |
3, 1, 2, 4 |
7 |
Духовная |
8 |
2, 3, 4 |
9 |
Духовное |
10 |
4, 9, И |
11 |
1, 2, 4, 6 |
12 |
Ручного |
13 |
1, 2, 4, 6 |
Часть 3
1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
Ответ:
• целостность;
• состоит из взаимосвязанных элементов;
• элементы изменяются с течением времени;
• меняется характер взаимосвязи между элементами систем;
• меняется система в целом.
Могут быть приведены другие характеристики.
2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
Ответ:
• первобытную;
• рабовладельческую;
• феодальную;
• капиталистическую (буржуазную);
• социалистическую (коммунистическую).
Или: архаическую, экономическую, коммунистическую.
3. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
Ответ:
Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.
Признаки:
• доиндустриальное общество: основа — сельское хозяйство;
• индустриальное общество: основа — крупная промышленность;
• постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа — информация.
4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
Ответ: Дано третье, т.е. гармония между природой и обществом, т. к.
• общество и природа взаимосвязаны;
• природа — естественная среда обитания общества;
• цель производства — удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;
• столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;
• в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы — необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;
• в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т. д.
Могут быть приведены и другие позиции.
5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.
Ответ:
1) угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;
2) угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к технологиям производства оружия массового поражения;
3) демографическая проблема в современном мире выступает, прежде всего, как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.
Могут быть приведены другие примеры.
6. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
Ответ:
• ограниченность ресурсов;
• неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»);
• демографическая;
• последствия НТР.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
Ответ:
• наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;
• формирование общества потребления делает скорость и комфорт приоритетными ценностями.
Могут быть сделаны и другие предположения.
3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации ... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
Ответ:
• коммунистические утопии;
• вера во всемогущество научно-технического прогресса;
• вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Просвещения.
Могут, быть приведены и другие примеры.
4) Возможно ли в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами, на ваш взгляд. Ответ обоснуйте.
Ответ: Например, выбран нет.
Аргументы:
• демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;
• в результате — слабое участие в мировом разделении труда;
• как следствие — однобокое развитие экономики и зависимость от богатых стран.
Могут быть приведены и другие аргументы.
Может быть выбран и положительный ответ с аргументацией.