Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 2. Человек - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
6 |
1 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
4 |
10 |
1 |
11 |
3 |
12 |
3 |
13 |
2 |
14 |
1 |
15 |
4 |
16 |
3 |
17 |
2 |
18 |
1 |
19 |
1 |
20 |
1 |
21 |
3 |
22 |
2 |
23 |
2 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
1 |
Деятельность |
2 |
Способности |
3 |
3, 2, 1 |
4 |
1, 1, 2, 2 |
5 |
Цель |
6 |
1, 2, 4 |
7 |
1, 2, 3 |
8 |
1, 2, 4 |
9 |
2, 1, 3 |
10 |
5, 6 |
11 |
2, 5 |
12 |
3, 1, 2, 3, 1 |
13 |
Потребности |
Часть 3
1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
Ответ:
• прямохождение;
• развитая кисть руки;
• сложноорганизованный мозг;
• возможность видеть в трех измерениях;
• пластичность потребностей
Могут быть приведены и другие характеристики.
2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».
Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
Ответ:
• человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;
• понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
• личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
• вне общества — общения с себе подобными — развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие суждения.
3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
Ответ:
• человек — существо общественное и сознательное;
• в отличие от животного обладает целеполаганием;
• способность человека к творчеству не является наследственной;
• человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Могут быть приведены и другие утверждения.
4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
Ответ:
• логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь;
• интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
• цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
• мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;
• особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.
5. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
Ответ: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Ответ: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
Ответ:
• должен быть утвердительным;
• аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
• творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) Что, по мнению автора, является конечной целью преобразовательной деятельности человека? А по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
Ответ:
• по мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»;
• конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов идет речь в данном случае? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
Ответ:
• возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т. д.;
• речь идет о внутренних конфликтах;
• в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.
7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
1) Согласны ли вы с автором? Почему?
Ответ: да, так как свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
2) Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
Ответ:
Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность.
При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применение для анализа конкретных ситуаций (примеров).