Роль государства в экономике - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Роль государства в экономике - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА

Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

К наиболее общим экономическим целям государства в рыночной экономике относятся следующие.



За государством сохраняются следующие экономические функции.



С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идёт по следующим направлениям:

• последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики;

• усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений);

• поддержка фундаментальной науки;

• участие в решении глобальных проблем человечества.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления.



Существуют экономические задачи, которые наилучшим образом могут быть решены именно государством.

1. Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

2. Производство общественных благ.

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Такие блага не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим, они одинаково доступны всем людям, и за пользование ими не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

3. Учёт побочных последствий нерыночных ситуаций. Экономисты называют ситуации, выходящие за границы рыночных отношений и не регулируемые ими, нерыночными ситуациями (внешними эффектами).

Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.



Задача государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

4. Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся:

— программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, талоны на питание, выплаты по социальному страхованию);

— программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности, создание курсов по профессиональной переподготовке и др.);

— программы помощи отдельным группам населения (адресная помощь фермерам, учёным, студентам, защита авторских прав, таможенные барьеры в защиту отечественных товаров от конкуренции с иностранными и др.).

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.


Регулирование рынка

Прямое

Косвенное

предполагает использование преимущественно административных методов

• законодательная деятельность государства;

• расширение государственных заказов;

• развитие государственного сектора в экономике;

• лицензирование отдельных видов деятельности

предполагает использование преимущественно экономических методов

• денежно-кредитная (монетарная) политика;

• бюджетно-налоговая (фискальная) политика


Косвенному регулированию принадлежит приоритет в рыночной экономике.



Основные инструменты денежно-кредитной политики государства


Наименование инструмента

Его сущность

Операции на открытом рынке

Наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) ЦБ за наличные деньги. Если ЦБ продаёт ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, происходит падение нормы процента и «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы

Политика учётной ставки процента (ставки рефинансирования)

Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента (ставка рефинансирования) — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определённый процент, т. е. учётную ставку (скажем 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (скажем 100%). Если ЦБ повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учётную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность

Изменение нормы обязательных резервов

В соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования


Для нормального функционирования экономики важно, чтобы денежно-кредитная система была стабильна.



Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика.


Экономическая ситуация в стране

Характер бюджетно-налоговой политики

Её сущность

Спад производства

Стимулирующая

Снижение налогов и увеличение государственных расходов

Инфляция

Сдерживающая

Увеличение налогов и уменьшение государственных расходов


1 См. тему 6 «Финансовые институты. Банковская система».






Для любых предложений по сайту: [email protected]