Государственный бюджет - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Государственный бюджет - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелёк) — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.


Уровень бюджета

Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

Утверждают бюджет

Органы исполнительной власти

Органы законодательной (представительной) власти

Федеральный бюджет

Правительство РФ

Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации)

Бюджеты субъектов РФ

Правительства (администрации) субъектов РФ

Государственные собрания, законодательные собрания, областные, краевые думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

Выборные собрания, районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.


Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.



Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:


Расходы государственного бюджета равны доходам.

В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета

Расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом

Доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета


Источники покрытия бюджетного дефицита

1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения. В этом случае увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит, и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования. Оно служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости.

2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные казначейские обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег. В данном случае возникает угроза инфляции, так как создаётся добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

На состояние бюджета и размер его дефицита влияют следующие факторы.



Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

Помимо проблемы погашения государственного долга, существует необходимость его обслуживания.

Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.


image183


Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.



Внешний государственный долг является более серьёзной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жёсткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведёт к новым санкциям.

Сама по себе номинальная величина внешнего долга ещё ничего не говорит о состоянии экономики государства. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям страны:

— величина долга на душу населения;

— отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);

— отношение величины госдолга к объёму экспорта (она не должна превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

— расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

— отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга — процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).

Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

Жизнь страны, обременённой внутренним и внешним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т. е. эффективного управления госдолгом.



В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.






Для любых предложений по сайту: [email protected]