Класс Двустворчатые моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Класс Двустворчатые моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности; принятие правил работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторной работы.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: сифоны, жемчуг, фильтраторы, характеризовать взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков; распознавать представителей двухстворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; описывать черты приспособленности моллюсков к среде обитания; формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах и в жизни человека; устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты, таблицы и иллюстрации по теме “Двустворчатые моллюски”; лабораторное оборудование и материалы (см. с. 99 учебника); принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Один или два ученика получают карточки с заданиями. Задания могут быть выполнены на доске или в тетради. Проверяет правильность выполнения заданий ученик-эксперт. Всем участникам проверочной работы учитель выставляет отметки.)

1. Тело большинства моллюсков заключено в... (раковину).

2. Раковина моллюсков состоит из рогоподобного вещества и... (карбоната кальция).

3. Снаружи тело моллюсков покрыто кожной складкой — ... (мантией).

4. Прудовик перемещается с помощью... (мускулистой ноги).

5. Около основания щупалец прудовика расположены органы... (зрения).

6. Прудовик дышит с помощью... (легкого).

7. Между телом моллюсков и кожной складкой расположена... (мантийная полость).

8. Органом выделения у моллюсков является... (почка).

9. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями... (нервных узлов).

10. Кровеносная система моллюсков состоит из... (сердца и кровеносных сосудов).

III. Работа по теме урока

1. Образ жизни

Размеры жемчужин бывают самые разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая крупная жемчужина в мире (450 каратов — 90 г). Жемчуг недолговечен, приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной группой животных — двустворчатыми моллюсками. Именно представители этого класса “производят” ценный жемчуг.

Послушаем сообщения об образе жизни двустворчатых моллюсков.

(Заслушивание 2—3 сообщений о двустворчатых моллюсках. Учитель подводит итоги и просит учеников записать в тетрадь классификацию одного из двустворчатых.)

Запись в тетради

Ц: Животные —” п/ц: Многоклеточные —” т: Моллюски —” к: Двустворчатые моллюски —” р: (род) Беззубки —” в: беззубка обыкновенная

2. Внешнее строение

(Первый вариант. Ученики изучают строение раковин на основе сделанных ими слепков.)

Давайте посмотрим, что получилось из нашей работы, которую мы выполняли на прошлом уроке. Осторожно удалите пластилиновую форму. Рассмотрите полученный выпуклый отпечаток раковины.

Внимательно рассмотрите плакаты. Найдите на них раковину подобную той, что вы изготовили, и раскрасьте ее.

(Второй вариант. Ученики выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 99, 100 учебника.)

Л.Р. № 4 “Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”

(Учитель собирает тетради с лабораторной работой для проверки.)

3. Внутреннее строение и размножение

Сердце двустворчатого моллюска беззубки летом сокращается 4 раза в минуту, а зимой только 1 раз в 3 мин.

Достигнув на четвертом году жизни половой зрелости, самка беззубки откладывает каждые 50 секунд по яйцу. Общее их количество при этом достигает 300—400 тыс.

(Ученики продолжают заполнять сравнительную таблицу.)

Особенности моллюсков

Характеристика

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Представители

Большой прудовик, катушка, слизень

Беззубка, жемчужница, устрица, тридактна


Местообитание

Моря, пресные водоемы, суша

Моря, океаны


Строение раковины

Единая, закрученная. Некоторые виды раковины не имеют

Двустворчатая, смыкающаяся


Отделы тела

Голова, нога, туловище с мантией

Туловище с мантией, нога (не у всех видов), головы нет


Органы пищеварения

Глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок

Пищевод, желудок, кишка


Дыхание

Жабры или легкое

Жабры


Кровеносная система

Незамкнутая, сердце двухкамерное или трехкамерное

Незамкнутая, сердце трехкамерное


Нервная система

Разбросанно-узловая

Разбросанно-узловая


Половая система

Раздельнополые, есть гемафродиты

Раздельнополые


IV. Рефлексивно-оценочный этап

На следующем уроке мы завершим знакомство с типом Моллюски и проверим небольшую проверочную работу, а также конкурс рисунков и оттисков раковин.

Домашнее задание

1. Прочитать §21, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме представителя класса Двустворчатые моллюски (на выбор), записать его классификацию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]