Класс Головоногие моллюски, Обобщение знаний по теме Тип Моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Класс Головоногие моллюски, Обобщение знаний по теме Тип Моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: реактивный способ движения, череп, челюсти, чернильный мешок, головной мозг, желток, сперматофоры, выделять характерные признаки класса Головоногие моллюски; различать представителей различных классов моллюсков на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; классифицировать представителей различных классов моллюсков; аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков по сравнению с представителями других классов этого типа; самостоятельно применять, обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении темы, делать выводы; систематизировать материал по теме, используя табличную форму представления информации.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации, таблицы по теме “Моллюски”; принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, раздает тетради с лабораторной работой, выставляет отметки.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий рабочей тетради к § 21. Опрос по опорным понятиям.)

III. Работа по теме урока

1. Внешнее строение

Осьминог способен к целенаправленному использованию орудий. Иногда он, держа камень в одном из щупальцев, наблюдает за двустворчатым моллюском пинной до тех пор, пока она не раскроет раковину, после чего осьминог вставляет между створками камень. Моллюск не может замкнуть створки раковины и становится легкой добычей осьминога.

Осьминоги относятся к классу Головоногие моллюски, а моллюски пинна, как вы уже догадались, принадлежат к классу Двустворчатые моллюски.

Послушаем сообщения об образе жизни и внешнем строении головоногих моллюсков.

(Заслушивание 2—3 сообщений о головоногих моллюсках. Учитель подводит итоги и просит учеников записать в тетрадь классификацию одного из головоногих.)

Примерное содержание сообщения

Осьминог обыкновенный — самый распространенный вид осьминогов в водах Средиземного моря и Атлантического океана от побережья Англии до берегов Сенегала. Длина тела обычно - 25 см, рук-щупалец — от 90 до 130 см, масса — 10 кг.

Осьминог чудесный имеет красивую красноватую окрасу тела с уникальными белыми пятнами-линиями. В моменты опасности это животное устраивает настоящее “шоу”: выпускает из воронки струю довольно ядовитой черной жидкости, растекающейся не сразу, а образующей каплю, которая принимает очертания самого животного. Размер тела — 20 см. Обитает на Филиппинах, в Индонезии, Вануату.

Размах щупалец самого крупного пойманного осьминога Дофлейна составил 9,6 м, а масса тела — 272 кг. Обитает в северной части Тихого океана (у берегов Японии, в морях Дальнего Востока, у берегов Америки от залива Бристоль до Калифорнии) на небольших глубинах, предпочитая каменистые участки дна.

Длинноногий осьминог имеет общую длину тела до 1,5 м, массу до 2 кг, окрас от красно-коричневого до оранжево-коричневого. Кожа покрыта многочисленными бородавками. На зонтике есть много ярко-белых точек. Обитает на небольших глубинах (от 3 до 45 м) в большинстве морей мира (Красное море, Средиземное море, Аравийское море, Карибское море, Тихоокеанское побережье Америки, Атлантика и др.).

Осьминог имитатор обладает способностью подражать другим морским животным — имитирует физическое подобие морских змей, скатов, медуз, крабов и др. Длина тела — до 60 см. Окрас тела состоит из коричневых и белых полос (пятен). Обитает в тропических морях Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия).

Синий осьминог имеет пурпурно-коричневый окрас тела, который может меняться. На коже есть два выпуклых обведенных темных пятна. Длина тела — 16 см, мантии - 80 см. Активность проявляет ночью в водах Аравийского и Красного морей, в Индо- Пацифике.

Одними из самых ядовитых животных мира считаются синекольчатые осьминоги. Яд слюнных желез этих животных, действуя на нервную и мышечную системы, вызывает паралич дыхательной мускулатуры. Обитают в прибрежных тропических водах Тихого и Индийского океанов, ведут преимущественно ночной образ жизни. Длина тела — 20 см, масса — до 100 г. В возбужденном состоянии тело этих осьминогов покрывается сине-голубыми пятнами, на щупальцах образующими кольца.

Запись в тетради

Ц: Животные —” п/ц: Многоклеточные —” т: Моллюски —” к: Головоногие моллюски, или спрутовые —” о: (отряд) Осьминоги —” в: осьминог чудесный.

Ученые выделили осьминогов в отдельный отряд. Напомню, что отряд — это таксономическая категория организмов, рангом выше семейства и ниже класса.

Осьминоги — двужаберные животные с восемью щупалыцами, которые называют также руками или ногами. У некоторых глубоководных осьминогов есть еще одна пара тонких бичевидных выростов умбреллы — перепонки, соединяющей основания щупалец. С мелового периода и до наших дней специалистам известно около двухсот вымерших и ныне живущих видов осьминогов.

2. Конкурс рисунков

Откройте альбомы и зарисуйте представителя головоногих моллюсков, запишите его классификацию самостоятельно.

(На выполнение задания отводится 7 мин.)

А теперь мы проведем конкурс ваших рисунков по теме “Моллюски”, а также слепков раковин.

(Подведение итогов конкурса. Учитель может выставить отметки ученикам, представившим наиболее интересные рисунки с верной классификацией животных.)

3. Внутреннее строение и размножение

(Ученики завершают работу над сравнительной таблицей.)

Особенности моллюсков

Характеристика

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Представители

Большой прудовик, катушка, слизень

Беззубка, жемчужница, устрица, тридактна

Осьминог, кальмар, каракатица

Местообитание

Моря, пресные водоемы, суша

Моря, океаны

Моря, океаны

Строение раковины

Единая, закрученная. Некоторые виды раковины не имеют

Двустворчатая, смыкающаяся

Слабо развитая, редуцированная

Отделы тела

Голова, нога, туловище с мантией

Туловище с мантией, нога (не у всех видов), головы нет

Голова, туловище, щупальца и сифон

Органы пищеварения

Глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок

Пищевод, желудок, кишка

Роговые челюсти, глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок

Дыхание

Жабры или легкое

Жабры

Жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, сердце двухкамерное или трехкамерное

Незамкнутая, сердце трехкамерное

Почти замкнутая, сердце трехкамерное

Нервная система

Разбросанно-узловая

Разбросанно-узловая

Разбросанно-узловая, есть мозг

Половая система

Раздельнополые, есть гемафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

У головоногих сильно развиты головные нервные узлы, по сути, представляющие собой головной мозг. Каждая из долей мозга выполняет свою функцию, а больше половины мозга приходится на зрительные доли. Глаза этих моллюсков устроены сложно, имеют роговицу, радужку, хрусталик, стекловидное тело и развитую сетчатку. Также их глаза способны фокусировать зрение

на близких или далеких предметах, что достигается приближением или удалением хрусталика к сетчатке с помощью особых мышц.

В теле головоногих очень много чувствительных клеток, расположенных по всему телу, особенно их много на поверхности присосок, где они выполняют роль органов вкуса и осязания.

Осьминоги способны к обучению, поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры, а также узнают людей, к которым привыкли.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Ученики выполняют самостоятельную проверочную работу. Выбор заданий — на усмотрение учителя. Можно использовать задания рубрики “Подведем итоги” на с. 104, 105 учебника. Время — 5 — 7 мин.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 22.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Принести оформленные сообщения для проверки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]