ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Внутреннее строение рыб - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. - строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; обобщать и систематизировать знания; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; принимать и реализовывать правила работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторной работы.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: позвонки, ребра, жаберные дуги, пояса конечностей, свободная конечность, плавательный пузырь, жаберные лепестки; передний, промежуточный, средний, продолговатый мозг; мозжечок, мочеточники, мочевой пузырь; устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций; выявлять характерные черты строения систем внутренних органов рыб; сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника; характеризовать черты усложнения организации рыб; наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Внутреннее строение рыб”; лабораторное оборудование и материалы (с. 149 учебника); картон, пластилин, цветная бумага.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время лабораторной работы.)
II. Проверка домашнего задания
(Первый вариант. Задания выводятся на экран или крепятся на магнитную доску. Ученики выполняют задания учителя как фронтально, так и по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.
Второй вариант. Ученики выполняют задание в группах по 5 — 6 человек.)
Вариант 1
1. Рыбы относятся к типу:
1) Бесчерепные 3) Бесхордовые
2) Хордовые 4) Беспозвоночные
2. Костной чешуей покрыто тело у:
1) костных рыб
2) хрящевых рыб
3) ланцетников
4) всех рыб, за редким исключением
3. К парным плавникам относятся:
1) только грудные 3) и грудные и брюшные
2) только брюшные 4) хвостовые
4. Органы боковой линии имеются:
1) у костных рыб 3) у ланцетников
2) у хрящевых рыб 4) у всех черепных рыб
5. Слизь, которой покрыто тело рыб, выделяется:
1) органами боковой линией
2) слизистыми железами
3) слюнными железами
4) чешуей
Вариант 2
1. Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков; у скатов — сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул — торпедообразное; у рыб-игл — иглообразное. В связи с чем у рыб могли развиться такие особенности строения?
2. У карпа туловище высокое, хвост относительно короткий, спинной плавник широкий и занимает почти всю спинную часть тела; у щуки туловище удлиненное, спинной и подхвостовой плавники сдвинуты к хвостовому. Какая из этих рыб быстрее плавает, может делать резкие броски? Почему вы так считаете?
3. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно узнать по чешуе рыб?
4. Несколько щук жили в большом и ярко освещенном аквариуме зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна — совершенно черная. Посетители удивлялись: “Что за странность — щука как щука, а цвет не настоящий!” Работники им отвечали: “Это такая же щука, только она слепая”. Почему слепая щука была черной окраски?
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Удивительнее всего на планете перемещается морской конек. Он плавает вертикально, управляя спинным плавником, и может двигаться в любом направлении: назад, вперед, вверх и вниз. Когда конек хочет остановиться, он закручивает хвост вокруг водорослей, а если ему угрожает опасность, меняет окраску, маскируясь.
Рыбы передвигаются в воде не только за счет движения хвоста и плавников. Основная движущая сила возникает при колебательных движениях туловища. За их счет создается разность давлений на боковые поверхности корпуса рыбы. А плавники служат лишь для сохранения и изменения горизонтального или вертикального направления.
Рыбий хвост — это одновременно и “двигатель”, и руль. Он превосходит все винтовые механизмы, сконструированные человеком. Конструкторы думают о том, как бы перенять у рыбы все ее “двигательные механизмы”. Конечно, со временем они успешно решат эту задачу, раз решена была задача создания гребных винтов. Однако все секреты рыб изучены еще не до конца. Мы не знаем, как рыбы удерживают в своей памяти разные запахи в течение нескольких лет и умеют отличать их от запахов других морей и океанов. Очевидно, разгадка кроется в особом устройстве рыбьей памяти. Но ответа на эту загадку наука пока не знает.
2. Лабораторная работа
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим внутреннее строение рыб. Эту задачу нам предстоит решить в ходе лабораторной работы.
Л.Р. №7 “Внутреннее строение рыбы”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 149 учебника.)
3. Творческая работа
Вы успешно выполнили лабораторную работу. Теперь вы обладаете знаниями о внутреннем устройстве рыб. Давайте поработаем творчески — изготовим аппликацию (коллаж), в которой отразим полученную информацию.
(Работа проходит в малых группах по 2 — 3 человека. Как источник наглядной информации используются иллюстрации учебника, плакаты и таблица “Внутреннее строение рыб”.)
Внутреннее строение рыб
Система органов |
Отделы |
Функции отделов |
Опорно-двигательная |
Череп (верхняя и нижняя челюсти, жаберные крышки, жаберные дуги, кости глазниц) |
Череп защищает головной мозг, жаберные крышки — жабры |
Позвоночник (многочисленные позвонки с отростками) |
Внутри позвоночника находится спинной мозг; к отросткам прикрепляются мышцы; ребра служат опорой для туловища |
|
Конечности (плавники) |
Передвижение в воде, поддержание равновесия |
|
Мышцы |
Обеспечивают многообразие движений тела, выделение тепла и электричества в организме |
|
Пищеварительная система |
Ротовая полость, челюсти с зубами, глотка |
Захват добычи; через глотку вода поступает к жабрам |
Пищевод, желудок |
Переваривание пищи под действием желудочного сока |
|
Кишечник, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь, анальное отверстие |
Переваривание пищи под действием соков поджелудочной железы, печени и желчи. В кишечнике питательные вещества всасываются в кровь |
|
Плавательный пузырь |
Имеется только у костных рыб |
Служит для погружения и всплытия |
Дыхательная система |
Жабры |
Участвуют в газообмене |
Кровеносная система (замкнутая) |
Сердце (две камеры: предсердие и желудочек), брюшная аорта, жаберные артерии, спинная аорта, вены, капилляры |
Кровь, протекающая через сердце, разносится по телу, обогащается кислородом, отдает кислород и возвращается в сердце по венам |
Нервная система |
Головной мозг (продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, передний) с отходящими от него нервами |
Обеспечивают работу органов чувств и некоторых внутренних органов |
Спинной мозг с отходящими от него нервами |
Регулируют работу органов движения и внутренних органов |
|
Выделительная система |
Почки |
Очищают кровь от вредных веществ и продуктов жизнедеятельности |
Мочеточники |
Направляют мочу в мочевой пузырь |
|
Мочевой пузырь |
Накопитель мочи; удаление мочи из организма |
Варианты задания для малых групп
1. Внутреннее строение костной рыбы.
2. Скелет костной рыбы.
3. Кровеносная и дыхательная системы костной рыбы.
4. Нервная система костной рыбы.
(Учитель проводит небольшие беседы с группами по теме их задания и подсказывает, как интереснее можно выполнить работу.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 31, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Подготовить сообщение на тему “Рыбы”.