ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Особенности размножения рыб - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — работать с натуральными объектами; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: икринки, нерест, малек, живорождение, миграции, проходные рыбы, характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде; описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению; оценивать роль миграций в жизни рыб; оценивать размножение как важное свойство живого.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Вызванный к доске ученик (или ученики по цепочке) перечисляет основные функции системы и органы, к ней относящиеся, а также и их функции.)
III. Работа по теме урока
1. Размножение и развитие
— Друзья, какие функции присущи всем живым организмам?
(Ученики перечисляют основные функции.)
Среди прочих функций вы назвали размножение, т. е. воспроизводство себе подобных.
— У меня к вам есть несколько вопросов, ответы на которые вы должны отыскать в п. 1 § 32 учебника и записать кратко в тетрадь.
Вопросы для самостоятельной работы
— Почему у рыб сходен способ размножения? (Одна среда обитания — водная.)
— С чем связана различная плодовитость разных рыб? (У рыб, заботящихся о потомстве, больше шансов для выживания мальков, поэтому они мечут меньше икры, и наоборот.)
— Каковы стадии развития у рыб? (Икринка —” малек —” взрослая особь.)
(Проводится беседа по информации, добытой учениками самостоятельно.)
2. Миграции
Продолжим самостоятельное исследование материала. Ответьте на вопросы с помощью п. 2 § 32 учебника.
Вопросы для самостоятельной работы
— Всегда ли миграция рыб имеет кормовое значение? (Нет, она может быть связана с размножением.)
— Как называют рыб, которые идут на нерест из морей в реки или наоборот? (Проходными.)
— Что заставляет рыб идти на нерест, после которого они обречены на гибель? (Инстинкт продолжения рода.)
3. Интеллектуальный конкурс
Давайте решим биологические задачи.
(Первый вариант. Ученики делятся на четыре команды, каждая из которых решает по одной задаче.
Второй вариант. Самостоятельная работа учащихся.)
1. Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его — подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к гнезду головой и, оставаясь на одном месте около 30 секунд, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самец погибнет, то погибнет и вся икра. Почему? (Самец своими движениями обеспечивает поступление кислорода к развивающимся икринкам.)
2. Почему численность растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (Хищные рыбы регулируют численность растительноядных рыб, так как в первую очередь поедают больных особей, предотвращая заражение остальных.)
3. При перевозке живой рыбы в цистернах из-за скученности много рыбы гибнет. Доказано, что, если заставить рыбу активно двигаться, потери уменьшаются в несколько раз. Но как это сделать? Всякого рода насосы, мешалки и тому подобные агрегаты.
встроенные в цистерны, только калечат рыбу. Предложите свои варианты решения этой проблемы. (В цистерну надо запустить щуку или другую хищную рыбу. Она заставит рыб двигаться, и даже если она проглотит пару рыбешек, остальные уцелеют.)
4. На основании правила экологической пирамиды (от одного эвена пищевой цепи к другому переходит 10% от массы съеденной пищи) определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин. (Необходимо 300т планктона.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Друзья, вы отлично поработали. Особенно хочется отметить... (имена учеников). На следующем уроке мы проведем очередную научную конференцию с помощью подготовленных вами сообщений на тему “Рыбы”.
Домашнее задание
1. Прочитать § 32, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Подготовить презентацию сообщений на тему “Рыбы”.