Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — знание основных понятий темы “Математические основы информатики”;
• метапредметные — навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о математических основах информатики;
2) проверка знаний учащихся по теме “Математические основы информатики”.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• система счисления;
• двоичная система счисления;
• восьмеричная система счисления;
• шестнадцатеричная система счисления;
• представление целых чисел;
• представление вещественных чисел;
• высказывание;
• логическая операция;
• логическое выражение;
• таблица истинности;
• законы логики;
• электронная схема.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• интерактивный тест по теме “Математические основы информатики”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
Далее можно предложить ученикам выполнить итоговый тест к главе 1 из электронного приложения к учебнику (при этом ученикам не разрешается пользоваться учебником). Второй вариант — традиционная контрольная работа, выполняемая в письменном виде.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Запишите в развернутом виде следующие числа:
а) А10 = 1997,25;
б) А16 = 918;
в) А8 = 145;
г) А2 = 101010.
2. Переведите в десятичную систему двоичное число 100001100.
3. Переведите в двоичную систему десятичное число 137.
4. Переведите в десятичную систему следующие числа:
а) 1518,
б) 2С1б.
5. Запишите число 1243,59 тремя различными способами в форме с плавающей запятой.
6. Запишите числа в естественной форме:
а) 128,3 ∙ 105;
б) 1345 ∙ 100;
в) 0,789Е-4.
7. Нормализуйте мантиссу в числах:
а) 0,004110 ∙ 102;
б) -16,7810 ∙ 10-3.
8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.
9. Вычислите: ((1 & 0) v 1) & (1 v А).
10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции: F = (X & ¬Y) v (¬Х & Y).
11. Дополнительная задача
Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:
Афродита: “Я самая прекрасная”.
Афина: “Афродита не самая прекрасная”.
Гера: “Я самая прекрасная”.
Афродита: “Гера не самая прекрасная”.
Афина: “Я самая прекрасная”.
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?
Вариант 2
1. Запишите в развернутом виде следующие числа:
а) А10 = 361,105;
б) А16 = 224;
в) А8 = 521;
г) А2 = 111011.
2. Переведите в десятичную систему двоичное число 111001101.
3. Переведите в двоичную систему десятичное число 192.
4. Переведите в десятичную систему следующие числа:
а) 7018,
б) 3А16.
5. Запишите число 568,1810 тремя различными способами в форме с плавающей запятой.
6. Запишите числа в естественной форме:
а) 0,001283 ∙ 105;
б) 13,4501 ∙ 10°;
в) 0,923Е-3.
7. Нормализуйте мантиссу в числах:
а) 0,000156 ∙ 102;
б) -0,01678 ∙ 103.
8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.
9. Вычислите: ((0 & 0) v 0) & (1 v А).
10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции:
F = (¬Х & ¬Y) v (X & Y).
11. Дополнительная задача
Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:
Афродита: “Я самая прекрасная”.
Афина: “Афродита не самая прекрасная”.
Гера: “Я самая прекрасная”.
Афродита: “Гера не самая прекрасная”.
Афина: “Я самая прекрасная”.
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?
Ответы к контрольной работе
Вариант 1
10.
X |
Y |
¬X |
¬Y |
X & ¬Y |
¬X & Y |
(X & ¬Y) v (¬X & Y) |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11. Дополнительная задача
Афродита |
Афина |
Гера |
Слова Афродиты |
Слова Афины |
Слова Геры |
||
Афродита |
Не Гера |
Не Афродита |
Афина |
Гера |
|||
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Ответ: Парис мог вынести решение на основании своего предположения.
Вариант 2
10.
X |
Y |
¬X |
¬Y |
¬X & ¬Y |
X & Y |
(¬Х & ¬Y) v (X & Y) |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11. См. вариант 1.