Математика 5-6 классы - Элементы логики - Пособие для учителей - 2014 год
ЗАДАЧИ НА ТЕМУ «МАССА И ВЗВЕШИВАНИЕ» - РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Цель: научить учащихся решать задачи на тему “Масса и взвешивание”.
Основное содержание
1. Изучаем правила, которые применяются при решении задач на тему “Масса и взвешивание”.
2. Знакомим учащихся с типами задач и проводим исторический экскурс.
Формы, методы и средства
Фронтальная работа и исследовательский метод.
Проведение занятия
1. Изучаем основные правила, которые применяются при уравновешивании предметов на чашечных весах. Используя эти правила, решаем задания № 1—6 рубрики “Подумаем вместе”. Задание № 5 имеет интересное название — “головоломка-диверсия”. Говорят, во время Второй мировой войны группа английских математиков обратилась к военным с удивительным проектом. Ученые предлагали забросать Германию листовками, на которых напечатана задача-головоломка. Решение этой задачи заняло у сотрудников огромного британского научно-исследовательского центра в общей сложности свыше десяти тысяч часов. Головоломка оказалась настолько заразительной, что ее принялись решать буквально все, имевшие хоть какие-то познания в арифметике. А ведь это происходило в военные годы, когда каждая минута была на счету. По подсчетам руководителя научного центра, головоломка нанесла военному потенциалу Англии ущерб, измеряемый астрономической суммой. Разумеется, в предложении английских математиков навредить этой “умственной диверсией” немцам было гораздо больше шутки, чем серьезности. Однако задача эта действительно необычная, сложная и элементарная одновременно.
2. Предлагаем учащимся на выбор три задания рубрики “Проверь себя”. Задание № 1 относится к первому уровню сложности, задание № 2 — ко второму уровню сложности, а задание № 3 — к повышенному уровню сложности.
В помощь учителю
Ответы и решения к заданиям
“Подумаем вместе”
1. 3 сливы.
2. 2 взвешивания.
3. 2 взвешивания.
4. 2 взвешивания.
5. Решение. Из первого кошелька взять одну монету, из второго — две монеты и т. д., из десятого кошелька — десять монет. Если бы монеты были настоящими, то их вес был бы: 1 + 2 + 3 +...+ 10 = 55 (г). Если вес будет больше 55 г на 0,01 г, то фальшивые монеты в первом кошельке, если на 0,02 г — то во втором кошельке и т. д., если на 0,1 г — то в десятом кошельке.
6. Решение. Пронумеруем монеты от 1 до 15 и разложим на три кучки по пять в каждой. Произведем взвешивания, как показано ниже.
1-й случай:
В результате за два взвешивания определили, что фальшивая монета № 15.
2-й случай:
Если фальшивая монета легче остальных, то она находится на левой чаше весов, а если тяжелее — на правой. Далее за два взвешивания определяется фальшивая монета.
Рассмотрим случай, когда фальшивая монета легче остальных.
В результате за три взвешивания определили, что фальшивая монета — № 1.
Осталось рассмотреть случаи:
1) 1-я и 2-я монеты уравновешивают 3-ю и 4-ю монеты;
2) 1-я и 2-я монеты тяжелее 3-й и 4-й монет.
“Проверь себя”
1. 1 кг, 3 кг, 6 кг или 1 кг, 2 кг, 7 кг.
Оценка деятельности учащихся
В конце занятия — рефлексия. Самооценка.