Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Для чего и как была установлена метрическая система мер
Древними русскими мерами в XI в. были пядь (ладонь), локоть (позже аршин), сажень, верста, или поприще. Эти единицы длины использовались на практике довольно долго. Еще в прошлом веке российские крестьяне пользовались мерой лапоть. Довольно часто в деревнях при разделе земли на полосы (нивы) ширину каждой из них измеряли «лаптем», т. е. ступней ноги, обутой в лапоть. В России пользовались двумя видами саженей — маховой и косой. Маховая сажень — это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах рук. Косая сажень — расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги.
В России, как и в других странах, единицы мер со временем изменялись в зависимости от хозяйственных потребностей. Указом Петра I были уточнены меры длины, которыми пользовались в России продолжительное время:
миля — это 7 верст,
верста — это 500 саженей,
сажень = 3 аршинам = 7 футам,
аршин = 16 вершкам,
фут = 12 дюймам,
дюйм = 10 линиям.
Считают, что слово аршин произошло от персидского арш, что значит «локоть».
В других странах названия единиц и их величин были другими. Во Франции, например, применяли туаз, фут, дюйм; в Англии — ярд, фут, дюйм; в Испании меры назывались эстадель, вара, пальма.
Такое разнообразие единиц измерения и, кроме того, неупорядоченное соотношение единиц мер одной системы затрудняли развитие техники, торговли и всей хозяйственной деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому в 1875 г. представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Эта система была разработана во Франции комиссией ученых Французской академии и узаконена в стране еще в 1799 г.
В метрической системе мер за основу взят метр. Чтобы определить размеры основной единицы, комиссия из виднейших ученых Франции почти 6 лет производила измерения и вычисления длины меридиана (меридиан — кратчайшая линия, которую можно провести по поверхности шарообразного тела от одного полюса к другому). По замыслу комиссии предполагалось, что метр составит точно одну сорокамиллионную долю земного меридиана. В действительности оказалось, что при измерениях были допущены неточности и метр несколько отличается от намеченной длины. Однако исправлять длину метра отказались, так как ошибка была обнаружена значительно позже того, как метрическая система получила широкое распространение. Изменение основной единицы мер снова вызвало бы большую путаницу. Кроме того, ученые не были уверены, что последующие измерения с применением более совершенной техники не дадут уточнений в определении длины меридиана.
Метрическая система мер удобна тем, что в ней 10 мелких единиц (например, миллиметров) составляют новую единицу (сантиметр), 10 последующих единиц, в свою очередь, составляют более крупную единицу (дециметр) и т. д. Иначе говоря, она построена на десятичной основе, как и современная система счисления. Это очень удобно при выполнении различных расчетов и действий с именованными числами. Однако привычка к старым мерам довольно долго препятствовала распространению более совершенной системы измерения величин. В нашей стране метрическая система мер была введена только в 1918 г.
Маховая и косая сажени
Хотя в настоящее время установлены строго определенные единицы десятичных мер длины, каждому человеку полезно знать свои «живые мерки», чтобы в случае нужды измерять ими некоторые расстояния, хотя бы приблизительно. Так, Леонардо да Винчи подметил, что рост человека равен маховой сажени. Запомнить свой рост в сантиметрах необходимо каждому. Полезно знать и помнить, сколько сантиметров составляет ширина вашей ладони, расстояние между концами крайних раздвинутых пальцев руки, длину и толщину указательного пальца. Эти «живые мерки» могут пригодиться вам во многих случаях жизни.
Упражнения и задачи
1. Определите ширину своей ладони в сантиметрах. Для этого положите ладонь на лист бумаги, отметьте ее ширину двумя черточками и затем измерьте расстояние между ними сантиметровой линейкой.
2. Отмерьте на площадке 30 — 50 м. Затем средним шагом пройдите это расстояние и сосчитайте число сделанных шагов. Разделите число отмеренных метров на число шагов, и вы узнаете среднюю длину своего шага.
3. Картонный квадрат со стороной в 1 м разрежьте на квадратные сантиметры. Получившиеся квадратики сложите вплотную друг к другу в виде прямой полосы.
Какой длины получится эта полоса?
Ответ: 100 м (100•100=10 000 (см); 10 000 см = 100 м).
4. Какой длины получится прямая полоса, сложенная из миллиметровых квадратиков, полученных при делении на квадратные миллиметры картонного квадрата со стороной в 1 м?
Ответ: 1000 м (1000•1000=1 000 000 (мм); 1 000 000 мм= 100 000 см = 1000 м).