Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Головоломки. Весёлые превращения (с. 24-27) - 2-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) Обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии; штриховать;
б) писать элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); внимательно рассматривать все элементы графического рисунка; находить общее и различное;
в) воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии, фигуры;
г) развивать фонематический слух; готовиться к звуковому анализу слов.
Ход уроков
1. Рассматривание рисунка на с. 24. Значение слова “головоломка”: очень сложная, трудноразрешимая загадка, задача.
— Попробуем разрешить эту трудную задачу и помочь нашим друзьям. Кто догадался, как решить эту головоломку?
Найдите на первой строке образец. Из чего он состоит? (Фигуры: квадрат, круг, треугольник; прямые линии, расположенные вверху, внизу, слева и справа.) Чем эти фигуры отличаются от фигур на других строках? (Ничем.) А их расположение? (Их расположение меняется, меняются и линии около фигур.)
— Что отсутствует на последней строке таблицы? (Дополнительные прямые линии, горизонтальные и вертикальные.)
— Восстановите рисунок на каждой строке по образцу; найдите и допишите недостающие элементы в других строках таблицы. Обратите внимание, какие линии должны быть рядом с квадратом, кругом и треугольником.
2. Проведение прямых линий около каждой фигуры. Словесная самооценка.
3. Различение понятий “овал”, “полуовал”. Игра “Удивительные превращения”: превращение овалов в предметы. Обведение полуовалов (с. 25).
4. Подготовка к звуковому анализу. Упражнения на предварительную звуковую ориентировку: вычленение первого звука в словах (арбуз, астра, бант).
5. Письмо элементов печатной буквы А. Сопоставление написанных элементов с образцом.
— Рассмотрите первую рабочую строку. Какие элементы вы видите? (Две наклонные прямые линии, направленные к середине верхней строки, и короткая прямая линия посередине.) Что показывают стрелочки? (Направление движения руки). Напишите элементы, ориентируясь на образец. После письма сверьте написанные элементы с образцом. Подчеркните самые красивые.
6. Индивидуальные задания для учащихся, знающих буквы: печатание букв как сенсорных образцов известных детям звуков (вторая строка).
7. Рассматривание образцов для письма, вычленение элементов буквы Б на образце (прямая вертикальная линия слева и прямая горизонтальная линия вверху; полуовал).
8. Второй урок отводится устным рассказам по картинкам “В квартире” и “Весёлые превращения”. Проводится лексическая работа со словами (гостиная, спальня, детская, кухня, ванная, т. е. ванная комната, но не ванна) и выполняются упражнения в написании элементов букв В и Г. Учитель организует предварительную звуковую ориентировку в словах “ваза”, “веер”, “гири”, выделяет первый звук в этих словах. Печатание элементов буквы Б как сенсорного образца звуков.