Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении (с. 26-29) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении (с. 26-29) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Осмысление понятий “слово” и “предмет”;

б) сравнение роли предмета и слова в общении; раскрытие преимущества словесного способа общения;

в) воспитание внимательного отношения к значению слова; обогащение словарного запаса детей;

г) переключение внимания учащихся с общения непосредственного на общение, опосредованное предметами, графическими знаками;

д) формирование представления о замещающей функции знака; практическое введение понятия “знак”;

е) раскрытие роли рисунков как простейших графических знаков;

ж) развитие речемыслительных умений учащихся в классификации, подведении видового понятия под родовое.

Ход урока

1. Игра “Слово и предмет”.

Учитель поочерёдно называет слова, обозначающие разные предметы в классе. Учащиеся находят и показывают соответствующие предметы. В ряде случаев учитель называет тот предмет, которого нет в классе. Подчёркивается, что слово, т. е. название предмета, есть, а сам предмет отсутствует, но это не мешает представить его значение.

2. Работа на с. 26. Рассматривание иллюстрации к произведению Дж. Свифта “Путешествие Гулливера”.

— Во время своего путешествия Гулливер познакомился с новым способом общения, изобретённым учёными одной сказочной страны, — с помощью самих предметов, а не слов.

Отрывок из произведения Дж. Свифта: “Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражений наших мыслей и желаний...”

3. Постановка проблемы: “Слова или предметы?”

Рассматривая иллюстрации, изображающие мудрецов в окружении вещей, учащиеся решают, действительно ли этот способ общения удобен. (Во всех отношениях легче просто назвать предметы, чем носить их, да и не все мысли, разумеется, можно выразить с помощью предметов.)

4. Доказательства сделанного вывода на основе анализа ситуаций общения с помощью предметов.

— Посмотрите на рисунки в нижней части страницы. Аня и Ваня решили попробовать поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова.

Догадайтесь, что хочет сказать Ваня Ане, протягивая ей теннисный мячик и ракетку. (“Пойдём играть в теннис”. А может быть, он хочет сказать: “Пойдём смотреть соревнования по теннису”.)

— Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? (На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик. Но может быть, это означает совсем другое: “На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф”.)

— Легко ли детям понять друг друга?

5. Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов.

— Попробуем и мы пообщаться таким способом.

На столе учителя лежат предметы: ручка, скакалка, мяч и т. п. Учитель показывает тот или иной предмет ученикам, а они должны догадаться, что он этим хочет сказать. Например, показ ручки вызывает несколько вариантов сообщения: “Я нашла ручку. Чья это ручка?”, “Возьмите ручки, будем писать” и т. д.

Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко.

6. Чтение отрывков из сказки С. Маршака “Кошкин дом” (с. 27).

Кошка:      Козёл:

Вот это стул —     Вот это стул —

На нём сидят.     Его едят.

После прослушивания отрывков ученики приходят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет, знать точное значение слова.

— Почему собеседники не поняли друг друга? (Они по- разному понимали значение слова “стол”.)

— Значение каких слов не знали гости и почему? (У них не было стола и стула).

7. Работа по обогащению и уточнению словаря детей. На с. 27 даны рисунки предметов, названия и значение которых дети часто путают: акваланг, скафандр, шифоньер, бульдозер, дуршлаг. Проводится работа над правильным произношением, объяснением, для чего нужны эти предметы.

8. Анализ коммуникативных ситуаций по использованию в общении предметов в качестве знаков.

— Представьте, что вы увидели поле, ограждённое колышками и верёвкой. Что этим хотел сказать человек? (Не ходить — это моё поле.)

— Если в свой день рождения вы увидите на столе букет цветов, догадаетесь ли вы, что хотели сказать этим ваши родные и друзья?

9. Возвращение к предыдущему материалу.

— Мудрецы сказочной страны, в которой побывал Гулливер, были в чём-то правы. Оказывается, в некоторых ситуациях, когда человек отсутствует, оставленные им предметы помогают сообщить его намерения, важную информацию окружающим.

10. Привлечение внимания к культуре общения.

— Порой предметы, оставленные человеком, сообщают информацию другим людям, даже если человек этого не хотел. Например, ученик ехал в автобусе, а когда вышел, то возле его сиденья осталась гора шелухи от семечек. О чём сообщила остальным пассажирам оставленная шелуха? (Ехал невоспитанный, некультурный человек.)

11. Формирование представлений о знаках-рисунках.

— Мудрецы сказочной страны додумались до того, что многие предметы в разных странах похожи, поэтому общение с помощью предметов может быть использовано даже людьми, говорящими на разных языках. Если у входа в здание висит сапог, о чём он может сообщать? (Здесь можно купить, отремонтировать обувь.) Но ведь не всегда и не любой предмет удобно выставить, вывесить на улице. К примеру, если выставить хлеб перед входом в булочную, он быстро испортится. Какой же может быть выход? (Сделать вывеску с нарисованным хлебом.)

12. Работа на с. 28. Определение темы.

— Рассмотрите страницу “Азбуки”. Прочитайте формулировку темы нашего урока. Что мы должны сравнить между собой? (Рисунки и предметы в общении.)

13. Закрепление полученных представлений о знаках- рисунках на основе анализа проблемной ситуации, предложенной в “Азбуке”.

— Наш приятель Петрушка поехал за границу. Что же произошло с ним в чужой стране, в незнакомом городе? (У него разорвался сапог.) Придумайте историю о том, почему у Петрушки разорвался сапог. (Петрушка поехал выступать с концертной программой. Его русская пляска так понравилась иностранцам, что ему пришлось провести много дополнительных концертов. Сапог не выдержал нагрузки и развалился.)

— Какой вопрос встал перед Петрушкой? (Как ему найти сапожную мастерскую в чужом городе без знания иностранного языка?) О чём сообщают Петрушке вывески на зданиях города? Подскажите ему, где он сможет починить сапог.

14. Подведение к выводу.

— Чем удобны вывески с рисунками на зданиях? (Даже не знающие языка и плохо читающие люди могут понять, о чём они сообщают.)

15. Обращение к личному опыту учащихся.

— Есть ли вокруг вас здания, на вывесках которых, кроме букв или вместо них, имеются рисунки? Как вы узнаёте, о чём сообщается на этих вывесках: с помощью рисунков или уже умеете читать буквы?

16. Творческое задание (на доске, в альбомах).

— Придумайте вывески с рисунками, сообщающими, что в этом здании находится театр, а в том — цирк.

17. Работа на с. 29. Анализ заданной ситуации.

— Чаще всего рисунки имеются на вывесках магазинов. Но сообщить о том, что продаётся в магазине, могут и витрины. Что такое витрина? (Это место, где размещены товары — чаще всего за окном.) Бывает, что реальные товары заменяются их изображениями, рисунками на стекле. У одного из таких магазинов, витрины которого оформлены рисунками, оказались Ваня и Аня. Однако, судя по их виду, они в чём-то сомневаются. Давайте разберёмся вместе с ними.

18. Логические упражнения.

— В какой магазин пришли Аня и Ваня? Кто сможет прочитать название магазина? (“Всё для дома”.) А что можно купить в этом магазине, судя по витринам? (Перечисляются конкретные наименования и даются их обобщающие названия: велосипед, ракетка — спортивные товары; утюг, пылесос — электробытовые товары и т. д.) Соответствует ли название магазина тому, что сообщают витрины об имеющихся товарах? Какая же из двух витрин — левая или правая — сообщает о том, что в этом магазине можно купить товары для дома?

Вы видите товары, которые разложены на прилавке. Назовите их. Помогите Ане найти приспособления для шитья, а Ване — столярные инструменты.

19. Подбор наименования предмета по его описанию.

— Попытаемся узнать, что хочет отремонтировать Ваня. Для этого отгадайте загадку: “Четыре братца под одной крышей живут”. (Стол.) Ваня будет помогать папе ремонтировать ножку стола.

Чтобы узнать, что будет шить Аня, отгадайте другую загадку: “Два брюшка, четыре ушка”. (Подушка.) Аня будет вместе с мамой делать вышивку на подушке.

20. Коммуникативно-ролевая игра “В магазине”.

— Аня и Ваня вели себя в магазине как культурные покупатели. А вы знаете правила культуры общения в магазине? Какие? (Использовать слова вежливости, не указывать пальцем на товары и т. д.)

— Сыграем в игру “В магазине”. Что будет продаваться в нашем магазине? Что можно использовать вместо настоящих товаров, чем их можно заменить? Кто хочет быть покупателем? Кто — продавцом?

Игра предполагает освоение учащимися знаковой функции замещения: карандаши и ручки могут использоваться в качестве овощей, линейка и пенал — вместо фруктов и т.п.

21. Подведение итогов.

Учащиеся приходят с помощью учителя к следующим выводам: в общении часто используются предметы и рисунки не по прямому их назначению, а в качестве меток, указания на что-то, для обозначения чего-то, т. е. в качестве знака.






Для любых предложений по сайту: [email protected]