Мир общения (с. 3-5) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Мир общения (с. 3-5) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

45 ч (20 ч — чтение, 25 ч — письмо). 5 недель

Ресурсы и оборудование

Учебник “Азбука” (раздел “Давайте знакомиться”), рабочая тетрадь “Рисуй, думай, рассказывай”, электронное приложение к учебнику.

1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Урок 1. Мир общения (с. 3-5)

Целевые установки урока

а) Введение понятия “общение” и первоначальное практическое освоение его содержания;

б) раскрытие роли знакомства для вступления в общение;

в) привлечение внимания к слову и его номинативной (назывной) функции, к значению именования для установления коммуникативного контакта;

г) формирование первоначальных представлений о цели и результате общения в процессе практического взаимодействия;

д) развитие коммуникативно-речевых умений на основе соблюдения норм речевого этикета в устном общении.

Ход урока

1. Знакомство детей с учителем и друг с другом, раскрытие нормы речевого этикета при знакомстве.

Приветствуя своих новых учеников, педагог выражает желание познакомиться с ними.

— Что означает слово “познакомиться”? (Это значит назвать себя, своё имя, сказать, как тебя зовут.)

— Имя есть у каждого человека, поэтому нужно называть друг друга по именам, а к именам взрослых людей добавлять отчество. Любому человеку приятно, когда его называют по имени.

Учитель называет своё имя, а потом предлагает детям называть свои имена.

— Кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Представьтесь, пожалуйста, мне и всему классу.

Возникает проблемная ситуация, как это сделать, если школьников много, а учитель один: он не сможет услышать каждого, если дети будут говорить все сразу. Учащиеся сами выводят правило общения в классе: вслух говорит один, а другие внимательно слушают; поднимают руку, если надо что-то сказать. Называя себя по имени, учащиеся используют выражение “Меня зовут...” или “Моё имя...”.

2. Организация практического взаимодействия учащихся различного уровня подготовленности к обучению грамотности.

— В нашем классе много учеников и много имён. Как лучше их запомнить? (После обмена мнениями учитель подводит детей к тому, что имена можно записать. Но где?)

— У взрослых людей принято при знакомстве пожимать друг другу руку. Предлагаю и вам “обменяться рукопожатием”. Для этого обведите свою ладошку на листе бумаги, напишите на ладошке своё имя и подарите своему новому другу. Кто умеет писать и читать своё имя? А кто нуждается в помощи одноклассников? (Учитель организует взаимопомощь учащихся в парах, группах. В заключение работы дети обмениваются ладошками.)

3. Раскрытие роли знакомства для вступления в общение.

— Для чего люди знакомятся? (Чтобы знать, как правильно обратиться к учителю или ребятам, чтобы подружиться, вместе играть и трудиться, помогать друг другу.)

— Все вы теперь ученики одного класса и будете вместе учиться несколько лет, а это значит, обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на уроках, так и в минуты отдыха. А я, ваш учитель, буду помогать вам учиться, объяснять всё новое и непонятное, приходить на помощь тому, кому трудно.

4. Выявление, актуализация имеющихся у детей знаний по речевому этикету.

— Как приветствуют друг друга знакомые люди? Что они говорят при встрече? (Здравствуйте, добрый день.) Что означают эти слова? (Мне радостно, что я вижу тебя, я желаю тебе здоровья и всего доброго.) А что говорят при расставании? (До свидания, до встречи.) Какой смысл вкладывается в эти слова? (Я надеюсь, мы скоро увидимся.)

— Пусть эти слова будут звучать в нашем классе каждый день.

5. Знакомство школьников с учебной книгой и её героями.

— Перед вами первая учебная книга. Познакомимся с ней. Для этого нужно прочитать её название. (Учащиеся пробуют прочитать название книги на обложке, рассматривают иллюстрацию.)

— Приходилось ли вам слышать такое название — “Азбука”? Чему учит “Азбука”? (“Азбука” учит читать.)

— Откроем “Азбуку”. Кто сможет прочитать слова, которыми нас приветствует “Азбука”? (“Давайте знакомиться!”)

— Кто предлагает вам познакомиться? (Девочка и мальчик.) Интересно, какие у них имена? Может быть, об этом мы узнаем на следующей странице? Кто сумеет прочитать имя девочки? А имя мальчика? Посмотрите, как они приветливо улыбаются нам. Аня и Ваня поведут нас по страницам “Азбуки” в удивительный мир общения. Но чтобы войти в этот мир, нужно ответить на вопрос “Только ли у людей есть имена?”.

6. Привлечение внимания детей к номинативной функции слова.

Выслушав ответы детей на вопрос, учитель обобщает их, подчеркнув, что назвать (дать имена, наименования) можно всё, что существует вокруг нас. Конкретизировать это положение можно заданием игрового характера:

— Аня и Ваня предлагают вам сыграть в игру “Посмотри и назови”. Нужно правильно назвать те предметы, которые можно увидеть в классе, за окном.

В результате игры учащиеся приходят к выводу, что выявить победителя, т. е. того, кто назовёт словом предмет или явление окружающего мира, невозможно, так как этот мир огромен и необъятен. Выполнение задания послужит активизации и пополнению словарного запаса учащихся.

7. Введение понятия “общение”, первоначальное раскрытие его содержания.

Предваряя ответ на вопрос “С кем и как мы общаемся?”, учитель говорит о том, что человек, знакомясь с окружающим миром (узнавая имена), вступает в общение с ним: перестаёт быть одиноким и ощущает себя частью общего большого мира, который можно слышать, чувствовать, понимать.

Для ответа на вопрос “Азбуки” детям предлагается рассказать, какие ситуации общения изображены на рисунках. Рисунки учебника раскрывают возможный мир общения ребёнка: друг с другом и с родителями, с домашними животными и дикой природой, с книгой и компьютером. Предполагается смысловое наполнение понятия “общение”: со стороны не только речевой коммуникации (разговариваем, слушаем друг друга, читаем, получаем и отправляем компьютерные сообщения), но и взаимодействия (играем, трудимся), эмоционального и визуального контакта (любуемся природой, наслаждаемся пением птиц, испытываем радость от прогулки с собакой).

8. Выявление ценностных ориентаций учащихся в общении.

Учитель предлагает указать те рисунки, на которых изображены любимые занятия детей, и рассказать о своих увлечениях. Это задание направлено на определение того, чему дети отдают предпочтение в общении. Учитель отмечает для себя тех детей, которые проявляют интерес к книге, её слушанию и чтению.

9. Формирование элементарных представлений о цели и результате общения.

Рассматривание рисунка (с. 5), который ребята создали вместе.

— Что решили дети сделать сообща? Что помогло им сделать общий рисунок? (Не только умение рисовать, но и умение договариваться, не ссориться, проявлять взаимопонимание, находить общее решение, объединять усилия.)

— А вам бы хотелось делать что-нибудь вместе, сообща? (Выслушиваются мнения детей, определяется их возможная установка на сотрудничество.) Для этого нужно учиться общаться друг с другом. Это значит, нужно относиться к своим одноклассникам так, чтобы всем было хорошо находиться вместе, чтобы все были добрыми друзьями.

10. Чтение значков, помещённых на полях учебника.

— “Азбука” будет постоянно подсказывать вам, чему вы должны учиться. Для этого есть значки на полях. Давайте попытаемся их прочитать.

Учитель заканчивает урок наводящими вопросами.

— Учились ли мы разговаривать друг с другом и слушать друг друга? А сообща работать в паре, в группе?

11. Подведение итогов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]