Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Мы теперь ученики. Культура общения (с. 6-7) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование компонентов учебной деятельности в связи с осознанием детьми своего нового социального статуса — статуса ученика;
б) обогащение словарного запаса по школьной тематике;
в) развитие логического мышления на основе классификации предметов;
г) введение понятия “культура общения”;
д) формирование представлений о правилах поведения в классе, осознание учащимися своего нового социального статуса — статуса ученика.
Ход урока
1. Объявление темы “Мы теперь ученики”.
— Кто сумеет прочитать, как называется с. 6 “Азбуки”? А теперь прочитаем эти слова все вместе. (Хоровое чтение на разном уровне сознательности чтения, вплоть до подражательного чтения.)
2. Уточнение значения слова “ученики”.
— Эти слова взяты из детской песенки, в которой поётся: “Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики”. (Уточнение значения слова “ученики”. Учитель обращает внимание на то, что родители, провожая детей в школу, называют их новым именем и часто повторяют его (ученики). Кто такие ученики? (Это те, кто ходит учиться в школу.)
Учащиеся хором повторяют слова из детской песенки.
3. Постановка учебной задачи.
— Вы тоже ученики первого класса и сегодня будете учиться рассказывать по рисункам. Прочитайте значок на полях “Азбуки”. Какое правило общения в классе нужно соблюдать? (Один говорит, все остальные слушают.)
4. Рассказы по серии рисунков о первом школьном дне.
Следует двигаться по рисункам в направлении слева направо, максимально считывать с них информацию и озвучивать её словами, обращая внимание детей на внешнее проявление внутреннего состояния, показатели социального статуса.
— Что вы видите на первом рисунке? Как можно понять, что все в семье ученика радуются его первому школьному дню? Какие напутствия даются первокласснику? (“Учись хорошо”, “Слушай учительницу”.) Что может означать поднятая вверх рука мамы? (“В добрый путь!”) А рука бабушки возле глаз? (Всплакнула от радости.)
— Кто желает ученику доброго пути на втором рисунке? Как вы догадались, что это дошкольники? Какие чувства они испытывают, провожая первоклассников в школу? Почему им немножко грустно? (Им тоже хочется идти в школу.)
— Кого вы видите на третьем рисунке? Судя по лицу мальчика, он хочет познакомиться с девочкой, но не знает как. А вы помните, что говорят при знакомстве? Представьте, что вы знакомитесь с соседом по парте, и разыграйте эту сценку. Посмотрим, у какой пары это получится лучше.
Ученики какого класса изображены на четвёртом рисунке? (Первого “А”.) Почему они идут не поодиночке, а все вместе, рядом с учительницей? (Они успели познакомиться, начали дружить и всё делать вместе, сообща.)
5. Рассказы учащихся о том, как прошёл их первый школьный день.
Предупреждая односложные ответы детей (“Хорошо прошёл день”), учитель задаёт наводящие вопросы, добиваясь построения развёрнутых высказываний и точного употребления слов в речи.
— Как вас провожали в школу? Что особенно запомнилось в этот день? Что больше всего понравилось? Что было после школы?
6. Логическое упражнение.
Это упражнение входит в комплекс заданий по осмыслению детьми своей новой социальной позиции — позиции ученика, по осознанию себя членом ученической общности.
— Обратите внимание на новый значок, который появился на полях “Азбуки”. Он обозначает “Размышляем, объясняем”. Подумайте, какие учебные принадлежности нужно положить ученику в портфель. Как эти предметы помогут вам учиться?
А теперь поразмышляйте, какой из предметов лишний, т. е. не относится к учебным принадлежностям. (Мяч лишний. Это игрушка.)
7. Лексическая работа (с. 7).
Эта работа продолжает предыдущее задание по обогащению и уточнению словарного запаса учащихся и направлена на рефлексию ими накапливаемого речевого опыта. Приводятся названия других учебных принадлежностей, школьных помещений, мебели и т. д.
8. Ответы на вопрос “Чему вы хотите научиться в школе?” способствуют осознанному формированию у детей мотивационно-целевого компонента сферы учебной деятельности и одновременно выявляют эффективность предыдущего урока по принятию первоклассниками такой учебной задачи, как обучение общению. Именно этот вывод должен сделать для себя учитель, выслушивая ответы детей.
9. Введение понятия “культура общения”.
Для расширения учебных намерений детей предлагается вопрос “Нужно ли учиться культуре общения?”.
Учителю следует предварительно пояснить смысл выражения “культура общения”.
— Нужно расти культурным человеком, а для этого необходимо знать, как правильно вести себя во время общения с другими людьми, и соблюдать культуру общения.
В поиске доказательств к своим ответам на вопрос “Азбуки” учащиеся обращаются к анализу коммуникативных ситуаций, изображённых на рисунках.
Анализ можно вести от лица Ани и Вани.
— Наши новые знакомые Аня и Ваня наблюдали за тем, как по-разному ведут себя ученики в нашей школе, и решили проверить ваши знания по культуре общения.
Владеет ли культурой общения ученик, уступающий девочке дорогу в класс? А первоклассник, сбросивший со стола учебные принадлежности своего товарища? Подсказывает ли нам поведение за учебным столом мальчика и девочки, что они умеют общаться между собой? Почему ученик, опаздывающий в класс, нарушает культуру общения? (Он мешает учителю вести урок, отвлекает остальных первоклассников от учебных занятий.)
10. Коммуникативно-речевой практикум по культуре общения.
— А вам самим нужно учиться культуре общения? Предположим, что ваш сосед занял слишком много места на учебном столе. Что вы скажете ему? (Отодвинь, пожалуйста, свои учебные принадлежности.) Что он должен сказать в ответ? (Извини, пожалуйста.) Разыграйте в паре этот диалог, т. е. разговор двух учеников.
Представьте, что ваш карандаш упал со стола и закатился под стул соседа. Как следует себя вести? (Нужно попросить соседа поднять карандаш: “Подними, пожалуйста, мой карандаш”.) Разыграйте эту сценку.
11. Организация сотрудничества учащихся в парах по выполнению логического упражнения.
Перед выполнением задания учитель даёт установку на то, чтобы дети проявляли внимание друг к другу, терпеливо выслушивали мнение каждого.
— Кто по значку на полях “Азбуки” понял следующее задание? Предлагаю выполнить его сообща, посоветовавшись друг с другом. У какой пары уже готов ответ? (Книга лишняя, это не игрушка.)
12. Подведение итогов.
Учитель ещё раз обращает внимание на тему “Мы теперь ученики”. Он предлагает учащимся поразмышлять над теми обязанностями, которые приобретают дети, когда они становятся учениками. Учитель подчёркивает, что ученику надо уметь работать с друзьями в классе, проявлять желание получить новые знания и умения, овладевать культурой общения.