Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчные буквы и, ы (с. 12-14) - 2-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Уметь работать с моделью слова, различать (в практическом плане) звучание слова (его звуковую структуру) и значение слова (то, что оно обозначает); проводить слого-звуковой анализ слов со звуком [и] (с. 12—13), характеризовать его; выделять в словах звук [ы];
б) читать слова после анализа звуковой схемы слова; обозначать звуки [и], [ы] буквами; писать печатные и письменные буквы и, ы;
в) определять последовательность действий при написании букв; использовать контроль и оценку при написании букв.
Ход урока
1. Задание “Загадки слов”. Работа в паре. Слого-звуковой анализ слов (иволга, игла) с опорой на наглядную (акрофоническую) схему, определение количества слогов, выделение ударного слога, обозначение в схемах гласных и согласных звуков условными значками, взаимоконтроль.
2. Обозначение звука [и] буквой.
— Почему буква и изображена красным цветом? (Она обозначает гласный звук.)
Закрепление образа печатной буквы и. Сравнение большой и маленькой печатной буквы, размещение их на строке.
— Обратите внимание, что печатная буква не имеет наклона.
Обведите образец печатной большой буквы И, ориентируясь на стрелки. Напечатайте теперь маленькую букву и.
3. Самостоятельное воспроизведение письменной буквы и по образцу справа. Словесное описание элементов и движений руки при написании буквы (две наклонные линии (палочки) с закруглением внизу; движение руки сверху вниз). Самооценка.
4. Письмо буквы на рабочей строке. (Строчную букву и можно писать под счёт “раз — и — два — и”.) Сравнение письменных букв и, а, у. Нахождение у них общих элементов. Наклонное написание письменных букв. Самоконтроль.
5. Работа в паре с моделями слов “ирисы”, “сливы”, “ива”, “дубы”: практическое различение значения слов и его звуковой записи. Звуковой анализ и печатание слов (с помощью известных букв).
— В каком слове нет звука [и]? (Дубы.)
6. Физкультминутка. Упражнения для расслабления мелких мышц руки.
7. Задание “Загадки слов”. Сравнение звуков [и] — [ы].
— Рассмотрите рисунок. Что считает мышонок? Прочитайте ответ по звуковой схеме с рисунками (акрофоническая схема — без термина). Разделите слово на слоги, найдите гласные звуки, сравните их. ([ы] — [и].) Обратите внимание, как звучат согласные звуки перед [ы], [и]. (Твёрдо и мягко.) Какие значки надо использовать для обозначения мягких и твёрдых согласных? Заполните звуковую схему.
8. Печатание буквы ы.
9. Самостоятельное написание письменной буквы ы. Сампроверка. Письмо буквы ы на рабочей строке.
10. Групповая работа с моделями слов. Практическое различение значения слова и его звучания. Заполнение звуковых схем (рыба, птица).
— Измените слова так, чтобы в них появился звук [ы].
Дорисуйте предметы (рыбы, птицы). Подпишите буквы ы, и. Прочитайте слова по схеме.
11. Подведение итогов.
— Объясните, какие задачи урока нам удалось выполнить. (Удалось изучить сразу две буквы — ы, и.)
— Понаблюдайте за особенностью этих букв. Под звуковой схемой “грибы” подпишите гласные буквы ы, и. Посмотрите теперь на звуковую схему. Как согласные звуки произносятся перед [и]? (Мягко.) А перед [ы]? (Твёрдо.) Какой вывод можно сделать? (Согласные звуки в слове, стоящие перед буквой и, произносятся мягко, а стоящие перед буквой ы произносятся твёрдо.) В слове “грибы” после мягкого согласного мы пишем и, а после твёрдого — ы: гри-бы.
12. Раскрашивание рисунка на с. 13 (индюк) — по желанию.