Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

ЦЕЛИ УРОКА: учить описывать репродукцию картины, определять её тему и главную мысль; последовательно воспроизводить содержание рисунка в тексте, пользуясь вопросами плана; учить выбирать слова для передачи высказываемой мысли; правильно записывать предложения и части текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся будут упражняться в умении последовательно воспроизводить содержание репродукции в тексте, в умении правильно записывать предложения и части текста.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание по учебнику нас. 111, упр. 176.

Заслушивание рассказов «Воспоминание о первом снеге».


2. Актуализация знаний

Игровой момент.

Конверт. В конверте письмо:

К нам пришло

Письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок —

Три снежинки,

А конверт —

Из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке:

— Скоро, скоро

К вам примчу,

На метели прилечу,

Запляшу и закружу,

Снегом землю наряжу,

И деревья, и дома ... —

И подписано: «ЗИМА»

(И. Пивоварова)

— О каком времени года говорится в стихотворении?


3. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине по вопросам.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 111, упр. 177. Подготовка к сочинению. Работа с «Картинной галерей» учебника, с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

— Рассмотрите репродукцию картины, определите её тему и тему предстоящего сочинения.

Почему художник дал картине такое название?

Что изображено на картине?

Где стоит ребёнок?

Что привлекло внимание ребёнка?

Как выпавший снег изменил вид из окна?

Подумайте, какое чувство испытывает малыш.

Нравится ли картина вам? Передалось ли вам чувство восхищения первым снегом?

Анализ содержания рисунка по вопросам, обсуждение частей сочинения; вводная часть (чему посвящён рисунок?), основная часть (описание первого снега, радости детей и животных), заключительная часть (отношение детей к содержанию рисунка).

— Подумайте, о чём надо сказать в вводной части? Что следует описать в основной части. В заключительной части? (Выразить своё отношение к картине.)

Обсуждение фрагментов текста и первого предложения в каждой части; отбор слов, которые можно использовать для точной передачи содержания репродукции.

Запись текста или предложений из составленного текста с комментированием.

Чтение учителем рассказа по картине.

Примерный рассказ по картине.

Художник Сергей Андреевич Тугунов изобразил на картине первый день зимы.

Выпал снег и вся природа преобразилась. Снег лежит на крышах домов. Деревья стоят в снежном уборе. Медленно опускаются на землю лёгкие снежинки. Белое одеяло накрыло землю. Малыш подошёл к окну. Он замер в восторге. Ребёнок любуется падающим снегом.

Эта картина вызывает у меня чувство радости первому снегу. Она напоминает о приходе зимы. Приятно после осени наслаждаться чистотой первого снега.


5. Самостоятельная работа

Самопроверка написанного текста.


6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 103 на с. 48.


7. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]