Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)

Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, так же как имя.

— Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.

— Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)

(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)

Слово отчество означает “имя по отцу”. Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.

— Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.

2. Орфографическая минутка

— Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант II — имена девочек.

— Подчеркните орфограммы.

— Какую орфограмму выделили во всех словах?

III. Самоопределение к деятельности

— К какой группе имен существительных относятся все эти слова?

— Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.

— Определите тему урока по упражнениям из словарной и орфографической работы.

IV. Работа по теме урока

Упр. 92 (с. 54).

(Выполняется в соответствии с заданиями.)

Упр. 93 (с. 54).

(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются.)

V. Физкультминутка

Утром на лесной опушке

Собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку.

VI. Закрепление пройденного материала

Упр. 96 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

Упр. 94 (с. 55).

(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивает их работу.)

VII. Рефлексия

— Составьте из данных слов полные имена двух писателей. Запишите в алфавитном порядке.

Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней,-Пушкин, Иванович. (Фронтальная проверка, самооценка.)

VIII. Подведение итогов урока

— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

1. Выполнить упр. 95 (с. 55).

2. Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.






Для любых предложений по сайту: [email protected]