Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Запишите слово шел с разными приставками.

— Прочитайте слова, которые получились.

— Как написали приставки?

— Какую гласную написали в основе слова?

— Подчеркните ее. Запомните это слово.

2. Орфографическая минутка

— Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?

— Кто выполнил дополнительное задание?

(Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении своей фамилии.)

— Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.

(Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)

— Какие способы возникновения фамилий вы узнали?

— Как образована ваша фамилия?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила, пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.)

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино.)

— Как вы написали имена сказочных героев?

— Определите тему урока.

IV. Работа по теме урока

Упр. 97 (с. 57).

(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записывают с комментированием.)

Упр. 99 (с. 58).

(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

На четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 98 (с. 57).

(Самостоятельное выполнение.)

— Как вы озаглавили текст?

— В каких словах подчеркнули заглавную букву?

VII. Рефлексия

Карточка

Добавь в группу слов одно имя собственное.

Карлсон, Кот в сапогах, ... .

“Дюймовочка”, “Белоснежка и семь гномов”, ... .

Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский, ...

(Фронтальная проверка.

Также можно использовать КИМы (тест 7, с. 26—27).)

VIII. Подведение итогов урока

— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

— Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?

— Какие книги вы любите?

— Дома вам надо написать об этом текст.

— Какие умения примените?

Домашнее задание

Написать текст (два-три предложения) на тему “Моя любимая книга”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]