Единственное и множественное число имен существительных - Урок 3 - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Единственное и множественное число имен существительных - Урок 3 - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— С каким словарным словом вы познакомились при выполнении домашнего задания? (Топор.)

— Спишите пословицу, вставьте непроверяемую безударную гласную в словарное слово.

Что написано пером, того не вырубишь т..пором.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2. Орфографическая минутка

(Предупредительно-объяснительный диктант.)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои...

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н. А. Некрасов

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте имена существительные. Попробуйте образовать от них форму единственного числа.

Ножницы, клещи, коньки, брюки.

— Прочитайте следующую группу имен существительных. Образуйте от них форму множественного числа.

Сахар, грусть, соль, молоко.

— Что удивительного вы заметили?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с такими именами существительными и поучимся их употреблять в речи.

IV. Работа по теме урока

Упр. 111 (с. 64).

(Выполнение с комментированием.)

Упр. 114 (с. 65).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

V. Физкультминутка

В понедельник я купался,

(Изобразить плавание.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

VI. Развитие речи

Упр. 113 (с. 65).

(Коллективное чтение текста. Работа в группах. От каждой группы выходит по одному представителю. Выбирается самый оригинальный текст.)

VII. Рефлексия

(Учитель показывает картинки, учащиеся записывают в первый столбик имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, во второй столбик — существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.)

Ножницы, земляника, коньки, метро, молоко, Россия, сахар, урожай.

(Фронтальная проверка. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что интересного вы узнали на уроке об именах существительных?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 114 (с. 165).






Для любых предложений по сайту: [email protected]