Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Единственное и множественное число имен существительных - Урок 3 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— С каким словарным словом вы познакомились при выполнении домашнего задания? (Топор.)
— Спишите пословицу, вставьте непроверяемую безударную гласную в словарное слово.
Что написано пером, того не вырубишь т..пором.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
2. Орфографическая минутка
(Предупредительно-объяснительный диктант.)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои...
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте имена существительные. Попробуйте образовать от них форму единственного числа.
Ножницы, клещи, коньки, брюки.
— Прочитайте следующую группу имен существительных. Образуйте от них форму множественного числа.
Сахар, грусть, соль, молоко.
— Что удивительного вы заметили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с такими именами существительными и поучимся их употреблять в речи.
IV. Работа по теме урока
Упр. 111 (с. 64).
(Выполнение с комментированием.)
Упр. 114 (с. 65).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Изобразить плавание.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Развитие речи
Упр. 113 (с. 65).
(Коллективное чтение текста. Работа в группах. От каждой группы выходит по одному представителю. Выбирается самый оригинальный текст.)
VII. Рефлексия
(Учитель показывает картинки, учащиеся записывают в первый столбик имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, во второй столбик — существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.)
Ножницы, земляника, коньки, метро, молоко, Россия, сахар, урожай.
(Фронтальная проверка. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что интересного вы узнали на уроке об именах существительных?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 114 (с. 165).