Что такое имя прилагательное - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое имя прилагательное - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске запись.)

МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБ

ЛОПАТАЛ БЖЧАХСКОРО

— Найдите слова в строчке и выпишите их. (Ягода, ветер, лопата, скоро.)

— Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

2. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Дру..на, ма..на, пру..на, ти..на.

— Вставьте слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова. (Дружина, пружина, тишина, машина.)

(Один ученик работает на откидной доске.)

— Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допишите еще два слова на это правило.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.

— Разделите слова на два столбика. (Первый столбик: краска, заяц, кресло, улицы. Второй столбик: белая, робкий, деревянное, широкие.)

— На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

— Что обозначают слова первого столбика?

— Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное.)

— Что обозначают слова второго столбика? (Белая — цвет, робкий — внутреннее качество, деревянное — материал, широкие — размер.)

Эти слова можно назвать одним словом — признаки.

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? Какой? Какое? Какие?)

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?, называются прилагательными.

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Откройте учебник на с. 86 и прочитайте тему.

IV. Работа по теме урока

Упр. 148 (с. 86).

(Устное выполнение.)

— Прочитайте слова тетушки Совы.

— Что обозначают слова? (Признаки предметов.)

— На какие вопросы отвечают? (Какая? Какой? Какое? Какие?)

— Как называются такие слова? (Имена прилагательные.) (Учитель читает стихотворение.)

У существительных подчас Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

— О каких словах рассказывает поэт? (Об именах прилагательных.)

Упр. 149 (с. 86).

(Выполнение в соответствии с заданиями. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)

V. Физкультминутка

Дружно встали на разминку.

И назад сгибаем спинку.

Поскакали на носочках:

Прыг-скок, прыг-скок.

Встали ровненько в рядочках

И продолжили урок.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 151 (с. 87).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

Краска (какая?) белая,

заяц (какой?) робкий,

кресло (какое?) деревянное,

улицы (какие?) широкие.

— Составьте и запишите словосочетания из слов, записанных на доске.

(Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)

— Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот ... зв..рек ж..вет в л..су. У него ..., ... у..ки, ... хвост. Передние лапы ..., а задние -.... Шу..кау зв..рька летом ..., а з..мой —.... Морковка, ... к..пуста — любимые лакомства животного.

— Прочитайте получившийся текст.

— Назовите слова с проверяемой безударной гласной. Докажите, что именно эту гласную надо писать в слове.

— Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. (Капуста.)

— Назовите слова с парной согласной. Какую согласную надо писать? Докажите.

— Выпишите из текста словосочетания.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими словами познакомились на уроке?

— Что они обозначают?

— На какие вопросы отвечают?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?

Домашнее задание

Выполнить упр. 87 (с. 150).






Для любых предложений по сайту: [email protected]