Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Связь имени прилагательного с именем существительным - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Ветер, земляника, суббота, сахар, береза.
— От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Ветер — ветряная мельница; земляника — земляничный пирог; суббота— субботний вечер; сахар — сахарная пудра; береза — березовый сок.)
— Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
2. Орфографическая минутка
— Из прочитанных пар слов выпишите только слова с мягкими согласными звуками.
Нос — нес, ров — рев, Тома — Тема, мыл — мил, пил — пыл, бил — был, висок — высок, лук — люк, мал — мял.
— Как в словах обозначена мягкость согласного звука?
III. Самоопределение к деятельности
— Как называются слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? (Имена прилагательные.)
— На какие вопросы отвечают эти слова?
— Что они обозначают? Приведите примеры имен прилагательных.
— Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.
Серый, хищный, жадный ... (Волк.)
Рыжая, хитрая, ловкая ... (Лиса.)
Косой, слабый, трусливый ... (Заяц.)
Сухое, свежее, душистое ... (Сено.)
Солнечный, веселый ... (День.)
— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.
— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?
Упр. 152 (с. 88).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
V. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки в стороны пошире —
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — это пять —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку —
Любим делать мы зарядку!
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 153 (с. 89).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)
VII. Рефлексия
(На доске текст.)
Февральская метель
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.
— К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.
Образец
Ветер (какой?) яростный, солнце ..., пелена ..., вихри ..., поземка ..., метель....
(Ученики сверяют свою работу с образцом выполнения на доске.)
— Каким вы представляете февраль?
— Какие прилагательные употребил автор для его описания?
— Что понравилось на уроке?
— Что хотели изменить?
VIII. Подведение итогов урока
— Какая часть речи служит для украшения наших предложений?
— Что обозначает имя прилагательное?
— На какие вопросы отвечает?
Домашнее задание
Выполнить упр. 154 (с. 90).