Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить с терминами подлежащее и сказуемое; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки для рефлексии, лента “светофор”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске записано предложение.)

Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны.

— Разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы предложений.

(Проверка.)

— Прочитайте. Голосом покажите границы предложений.

— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте первое предложение. (Пришла осень.)

— О чем говорится в этом предложении? (Об осени.)

— Что говорится об осени? (Она пришла.)

— Это основа предложения.

(Аналогично разбирают остальные предложения.)

У каждого члена предложения есть свое название. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются главные члены предложения.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте тему урока. (Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.)

— Как думаете, что мы будем на уроке делать? (Учиться находить основу предложения — подлежащее и сказуемое.)

Упр. 35 (с. 32).

— Прочитайте задание, скажите: что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема.)

— Какие предложения подходят к первой схеме?. (Птицы летят. Дети играют.)

— Обоснуйте свое мнение. (Слова птицы и дети отвечают на вопрос кто?, это одушевленные существительные. Слова летят и играют отвечают на вопрос что делают?.)

— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льет.)

— Докажите. (В первом предложении говорится о ветре. Слово ветер отвечает на вопрос что?. Во втором предложении говорится о дожде. Слово дождь отвечает на вопрос что?. Слова дует и льет отвечают на вопрос что делает?.)

— Эти слова — основа предложения? (Да. Без основы предложения не бывает.)

— Прочитайте правило на с. 32 и скажите, что такое подлежащее.

— Найдите в предложениях, которые мы записали, подлежащее. Как подчеркнете подлежащее?

— Прочитайте правило на с. 33 и скажите, что такое сказуемое.

— Найдите в предложениях, которые мы записали, сказуемое. Как подчеркнете сказуемое?

— Спишите предложения первого столбика, подчеркните подлежащее и сказуемое.

V. Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(Шаги на месте.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(Взмахи руками.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

(Круговые вращения головой.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Ветер ветки раскачал,

(Покачивания поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал: р-р-р!

(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)

Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш!

(Руки вверх, потянуться.)

И опять настала тишь: ш-ш-ш.

(Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 36 (с. 33).

— Прочитайте стихотворение.

— О чем это стихотворение? (О дожде в лесу.)

— Что означает выражение банный день? (День, когда люди моются, ходят в баню.)

— Озаглавьте стихотворение. (Банный день.)

— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. (Образец разбора дает учитель. Второе предложение разбирает ученик.)

Образец разбора

Загремел веселый гром...

В этом предложении говорится о громе.

Что? (кто?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

— Что такое подлежащее?

— Что такое сказуемое?

Упр. 37(с. 34).

(Фронтальная работа.)

Упр. 38 (с. 34).

(Работа в парах.)

VII. Рефлексия

Карточка

Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.

На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.

(Сверка с образцом. Самооценка.)

— Оцените себя с помощью “светофора”.

Зеленый цвет — я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.

Желтый цвет — я еще не все понял.

Красный цвет— я пока еще не понял, как находить подлежащее и сказуемое.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым.)

— Что такое подлежащее?

— Что такое сказуемое?

Домашнее задание

1. Выучить правила.

2. Выполнить упр. 36 (с. 33). Найти основу в последнем предложении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]