Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое родственные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Учитель дает детям карточки с текстом.)
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок —
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
— Кислое — зачем оно?
— Что вы? —
Шепчет Червячок, —
Сладкий у него бочок.
Г. Сатир
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
— Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? (Яблоко.)
— Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу.
— Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? (Воробей, цыпленок.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)
Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
— Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.)
Среди слов тоже есть “родственники”.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)
Упр. 77 (с. 58).
— Прочитайте текст.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Упр. 78 (с. 59).
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
(Аналогично разбирают остальные слова.)
— Выполните письменное задание.
V. Физкультминутка
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VI. Закрепление изученного материала
— Послушайте текст и запомните однокоренные слова.
Лошадь — это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая — это всего-навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика — лошадка.
— Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка, лошаденка, лошадка.)
— Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)
— Выделите корень в словах. (Лошад-.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
1. Жарко, жарится, печется.
2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
3. Чайка, чайник, чайный.
4. Лес, лестница, лесничий.
— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.
(Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
— Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 79 (с. 59).
Программный уровень. Записать еще несколько родственных слов.