Что такое родственные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое родственные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(Учитель дает детям карточки с текстом.)

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А Мышонок —

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка — далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

— Кислое — зачем оно?

— Что вы? —

Шепчет Червячок, —

Сладкий у него бочок.

Г. Сатир

— Выпишите из стихотворения слова-антонимы. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

— Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? (Яблоко.)

— Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу.

— Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? (Воробей, цыпленок.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть “родственники”.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Упр. 77 (с. 58).

— Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Упр. 78 (с. 59).

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

— Выполните письменное задание.

V. Физкультминутка

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

VI. Закрепление изученного материала

— Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь — это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая — это всего-навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика — лошадка.

— Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка, лошаденка, лошадка.)

— Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

— Выделите корень в словах. (Лошад-.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.

(Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

— Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).

Программный уровень. Записать еще несколько родственных слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]