Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое родственные слова - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
• Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
• Дерево с белым стволом. (Береза.)
• Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
• Движение воздуха. (Ветер.)
• Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
— В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)
— В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)
— Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.)
— В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)
2. Объяснительный диктант
(КИМы (с. 46).)
III. Работа по теме урока
— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)
— Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
1. Работа по учебнику
Упр. 80 (с. 59).
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)
— Запишите родственные слова, выделите корень.
2. Самостоятельная работа
— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама.
(Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов.)
— Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал — хлопок.
— У кого записаны еще другие родственные слова?
— Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть.)
IV. Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 81 (с. 60).
— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
— Найдите среди синонимов “родственников” для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)
— Выделите в словах корень.
Упр. 82 (с. 60).
— Прочитайте первую группу слов.
— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. (Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)
— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
VI. Рефлексия
— Подчеркните в стихотворении родственные слова.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет —
Снежный, снежный, снежный!
С. Погореловский
(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)
VII. Подведение итогов урока
— Какие слова называются родственными?
— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 83 (с. 60).