Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: плакат с изображением дерева, карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
— Разделите слова на три группы.
— На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)
— Разделите лист тетради на три столбика.
(Учитель читает слова. Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.)
— Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.
— Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
— Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)
— Выделите общую часть родственных слов. (Час-.)
— Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
Это тема нашего урока сегодня.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)
Упр. 84 (с. 61).
— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.)
— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом, домишко — небольшой, плохой дом.)
— Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)
— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)
— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.)
(Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Разрастаться стало вскоре
Это слово, слово — корень,
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.
Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)
V. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 85 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Упр. 86 (с. 62).
(Устное выполнение.)
Упр. 87 (с. 62).
(Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
VII. Рефлексия
(Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)
Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое корень?
— Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)
— Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?
— Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?
Домашнее задание
Выполнить упр. 88 (с. 62).
Программный уровень. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.