Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: плакат с изображением дерева, карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.

— Разделите слова на три группы.

— На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

— Разделите лист тетради на три столбика.

(Учитель читает слова. Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.)

— Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.

— Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

— Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)

— Выделите общую часть родственных слов. (Час-.)

— Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Это тема нашего урока сегодня.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)

Упр. 84 (с. 61).

— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.)

— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом, домишко — небольшой, плохой дом.)

— Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)

— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)

— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.)

(Учитель читает стихотворение.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово — корень,

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.

(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)

Утром на лесной опушке

Собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 85 (с. 61).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

Упр. 86 (с. 62).

(Устное выполнение.)

Упр. 87 (с. 62).

(Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

VII. Рефлексия

(Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)

Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое корень?

— Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)

— Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?

— Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?

Домашнее задание

Выполнить упр. 88 (с. 62).

Программный уровень. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.






Для любых предложений по сайту: [email protected]