Как различить звуки и буквы - ЗВУКИ И БУКВЫ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как различить звуки и буквы - ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

1. Она не буренка,

Но все же пока

Дает ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю —

Семь дней не пройдет —

Повсюду с деревьев

Кору обдерет. (Коза.)

2. В лесу обитает,

Дичью питается

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется. (Лиса.)

3. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли пол мешка. (Капуста.)

4. Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)

5. Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голова,

Ты ее узнаешь сразу,

Коль заухает... (сова).

6. В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился. (Сахар.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— На какие две группы можно разделить слова? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.)

— В каких словах мы запоминали безударную гласную? (Капуста, осина, сахар.)

— Как проверить безударные гласные в остальных словах? (Дети подбирают проверочные слова по правилу “один — много”.)

2. Словарная работа

— Отгадайте слово.

• Первый слог, как в слове окно. (ОК.)

• Второй слог, как второй слог в слове утята. (ТЯ.)

• Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [П]. (Б.)

• Непарный звонкий согласный из слова жираф. (Р.)

• В конце слова буква ни гласная и ни согласная. (Ь.)

— Назовите слово. (Октябрь.)

— Назовите лексическое значение слова октябрь. (Осенний месяц, десятый месяц года.)

— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.

III. Самоопределение к деятельности

— Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, звучит, звучный, зазвучал.)

— Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть “звук”, общее значение.)

— Какие звуки издает дождь? (Кап-кап.)

— Какие звуки издает петух? (Ку-ка-ре-ку!)

— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)

— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)

— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)

— Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела. (Звуки и буквы.)

— Что мы узнаем при изучении этой темы?

— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.)

Упр. 115 (с. 78).

— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное.)

— Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхнет.)

— Прочитайте, передайте интонацией настроение.

— Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)

— Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)

— Спишите предложение.

Упр. 116 (с. 78).

— Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар —[ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а].)

(Ответы на вопросы учебника.)

— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.

— Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту плюх.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 117 (с. 79).

— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)

— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто пишем не так, как слышим.)

Упр. 118 (с. 79).

— Чем интересна запись? (Она в квадратных скобках.)

Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? (Лампа, роса.)

— Совпадет ли написание и произношение слова лампа? (Да. Слово пишется и слышится одинаково.)

— Совпадет ли написание и произношение слова роса? (Нет. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы.)

Упр. 119 (с. 80).

— Прочитайте задание.

— Почему написание этих слов нужно проверять по орфографическому словарю? (Звуки и буквы не совпадают. Написание слов проверить нельзя.)

— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву, написание которой нужно запомнить.

(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)

VII. Рефлексия

Карточка

Запиши слова буквами.

[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Что раньше появилось: звуки или буквы?

— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 120 (с. 80).






Для любых предложений по сайту: [email protected]