Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Язык, языковед, языкастый.
— Прочитайте группу слов.
— Что у них общего?
— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.
— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)
III. Самоопределение к деятельности
— На какие три группы разделены слова?
бол.. |
кол..цо |
ноч..ной |
лос.. |
кон..ки |
хищ..ный |
ден.. |
пал..то |
кон..чик |
— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)
— Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)
— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)
— Во втором столбике?
— Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбике — в середине слова.)
— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)
— Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)
— Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.
— Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)
IV. Работа по теме урока
Упр. 1(с. 4).
— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.
— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)
— Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)
Упр. 2 (с. 4).
— Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.)
— Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч’], [Щ’]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)
— Выполните задание самостоятельно.
(Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)
— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)
— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)
— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.
V. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки —
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Отгадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)
— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.
2. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 5).
(Выполняется самостоятельно.)
— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?
Упр. 3 (с. 5).
(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)
— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч’]? (Мягкий согласный звук.)
— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Кон..ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол..ной.
— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)
— Оцените себя с помощью “светофора”.
(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 5 (с. 5).
* Здесь и далее работа ведется по второй части учебника.