Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания. Повторение знаков препинания при диалоге. Обсуждение текстов сочинений.
2. Словарная работа. Из данных слов выпишем существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Столбцы, плоскогубцы, половцы, канадцы, голубцы, домочадцы, кабардинцы, близнецы, рукавицы, ножницы, ресницы, ирландцы, шлепанцы, бубенцы, норвежцы, папанинцы, щипцы, квасцы, бархатцы, австралийцы, святцы, щупальцы, пяльцы, бразильцы.
3. Изучение темы.
3.1. Работа с текстом.
3.2. Распределительный диктант.
Продолжим ряд существительных, употребляющихся только в единственном числе:
а) Названия веществ, продуктов питания: кефир...
б) Названия групп людей: молодежь...
в) Названия качеств: доброта...
г) Названия растений: кукуруза...
Кофе, родня, горох, серебро, цемент, беднота, мука, аспирин, баранина, рожь, конопля, крестьянство, дворянство, лимонад, алюминий, кислород, аристократия, ртуть, синева, удаль, храбрость,
3.3. Задание по орфоэпии.
3.4. Словообразовательная работа.
От каких прилагательных образованы существительные — названия качеств?
Долгота, мерзлота, теплота, светлота, прямота, полнота, темнота, теснота, слепота...
3.5. Найдем существительные, которые могут употребляться только в единственном числе.
Ежевика — ежевичинка, горошина — горошинка, брусника — брусничинка, керосин — керосинка, ложь — лгун, мороз — морозец, листва — листик, штриховка — штрих, молодость — молодежь.
4. Вывод. Какие слова относятся к существительным, имеющим форму только единственного числа?
5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — сочинение — рецепт любимого домашнего блюда. Обозначить существительные, которые имеют форму только множественного и только единственного числа.