Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение сочинений.
2. Словарная работа.
3. Повторение типов склонения существительных.
3.1. Работа с таблицей.
3.2. Распределительный диктант.
К какому склонению относятся существительные?
Спартакиада, тренировка, спортсмен, беседка, платформа, предчувствие, глушь, непоседливость, кирпич, речь, рожь, реванш, овощ, клещ, жидкость, громоздкость.
3.3. Игра «Четвертый лишний».
Какие существительные не относятся к I склонению?
Читальня, простыня, пекарня, прачечная.
Попрыгунья, гостиная, баня, брошюра.
Обезьяна, несмеяна, воззвание, крестьянка.
3.4. Выборочно-распределительный диктант. Пропедевтическая работа по словообразованию.
Из данного списка слов подберем по 5 примеров существительных II склонения: 1) корень оканчивается на -ач; 2) после корня следует суффикс -ач.
Трубач, богач, тягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, кумач, скрипач, врач, грач, усач, лихач.
3.5. Работа с текстом.
Закончим текст одним—двумя предложениями, высказав свое отношение к происходящему. Проведем синтаксический разбор второго предложения, морфологический разбор слова ловкости.
Неспокойно живется мышам, полевкам, землеройкам в своем подснежном городке. По многочисленным мышиным ходам носятся за ними самые маленькие на планете хищники: ласки и горностаи. Ловкости этих снежно-белых красавцев может позавидовать любой зверь. Не всегда удается увернуться грызунам от острых зубов охотников.
4. Вывод. Зачем надо знать типы склонения существительных?
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Для желающих — составление лингвистических задач «Четвертый лишний» по теме «Три склонения имен существительных».