Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Правописание корней с чередованием о - а - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
Один ученик для всего класса читает составленный им диктант. Класс записывает предложения в тетради, два ученика работают у доски (1-й — записывает предложения со словами сев корнях, 2-й — предложения со словами сив корнях), объясняя выбор гласных в корнях с чередованием.
II. Актуализация знаний.
2.1. В каких корнях выбор гласной зависит от суффикса -а?
2.2. Обращение к таблице упр. 155.
III. Закрепление.
— Заполните таблицу упр. 155 приведёнными словами.
IV. Правописание корня -раст-//-ращ-//-рос-.
4.1. Вспомните, от чего зависит выбор гласных в корне -раст-//-ращ-//-рос-.
4.2. Назовите слова-исключения. (Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.)
4.3. Упр. 154.
V. Правописание корней -гор-//-гар-, -зор-//-зар-.
5.1. Рассмотрите таблицу, вспомните, от чего зависит выбор гласных в корне –гор-//-гар-.
Без ударения — о |
Под ударением — а |
загорелый |
загар |
5.2. Упр. 153 (1-я часть задания 1).
5.3. Рассмотрите таблицу, вспомните, от чего зависит выбор гласной в корне –зор-//-зар-.
Без ударения — a |
Под ударением — что слышится |
заря |
зорька, зарево |
5.4. Упр. 153 (2-я часть задания 1, задание 2), упр. 158 (индивидуальное задание).
VI. Обобщение повторенного.
6.1. Беседа по вопросам:
— Назовите корни с чередованием.
— От чего зависит выбор гласных в корнях с чередованием?
6.2. Составление обобщающей таблицы.
Условия выбора гласных в корнях с чередованием
Суффикс -а- |
Согласные |
Ударение |
|
...и...а // ...е... |
-рост- |
без ударения |
под ударением |
-лаг-а // -лож- |
-ращ- |
-гор- |
-гар- |
-кас-а // -кос- |
-рос- |
-зар- |
-зор-, -зар- |
6.3. Упр. 156.
VII. Подведение итогов урока и рефлексия.
VIII. Дифференцированное домашнее задание. Повторить правописание гласных в корнях с чередованием по таблице.
1 вариант — упр. 159.
2 вариант — упр. 157 (задания 1—3).
3 вариант — упр. 157 (задание 4).