Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Употребление имён прилагательных для описания внешности человека - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа:
— Назовите автора произведения, из которого взят материал упр. 249. (С. Я. Маршак “Двенадцать месяцев”.)
— Кто главные герои пьесы? (Королева — девочка лет 14, падчерица, дочка, старуха мачеха, учитель королевы.)
— Прочитайте записанные прилагательные, определите их разряд.
— Назовите существующие и предложенные вами названия станций метро (упр. 260).
II. Целеполагание.
Цели: 1) определить роль прилагательных в описании внешности;
2) научиться использовать прилагательные для описания внешности.
III. Наблюдение за языковым материалом.
— Запишите отрывки из произведений, назовите их авторов и героев.
— Подчеркните прилагательные как члены предложения. Определите их роль в описании внешности героев.
1) Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...
(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
2) Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Х.К. Андерсен “Снежная королева”)
3) Высокая женщина довольно сурового вида с колючими глазами, с собранными в тугой пучок чёрными волосами. Лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше... (Образ Минервы Макгонагал, Дж.К. Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”)
— Какое изобразительно-выразительное средство встретилось в описаниях? (Сравнение.)
IV. Самостоятельная работа.
4.1. Упр. 250, 261.
4.2. Составление сводной таблицы на основании выполнения упр. 250, 261 и личных наблюдений.
лицо |
узкое, широкое, круглое, скуластое, бледное, смуглое, открытое |
брови |
густые, широкие, узкие, приподнятые |
лоб |
высокий, широкий, узкий, низкий |
губы |
полные, узкие, тонкие, яркие |
волосы |
длинные, короткие, вьющиеся — прямые, светлые — тёмные, шелковистые |
глаза |
карие, серые, широко распахнутые |
взгляд |
хмурый, весёлый, лукавый, печальный, холодный, пустой, пронзительный, лучистый, нежный, робкий, искрящийся, взволнованный |
V. Подведение итогов урока и рефлексия.
VI. Домашнее задание. Упр. 252.