Общение как взаимодействие - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Общение как взаимодействие - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как межличностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конкуренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь - роскошь общения с людьми. И если глубоко задуматься над этими словами, то они окажутся справедливыми. Достаточно вспомнить о печальной судьбе Робинзона Крузо, который, оказавшись на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему очень не хватало духовного общения. Может быть, поэтому Дефо «подарил» ему Пятницу?

- Как же общается человек с себе подобными?

Тема урока: «Общение как взаимодействие». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Две стороны взаимодействия.

2. Стратегия взаимодействия в процессе общения.

3. Общение в юношеском возрасте.


II. Новый материал

Общение - это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. Мыслители по-разному объясняют суть этого общения. Одни, сторонники теории обмена (автор теории Дж. Хомане) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Послушайте и прокомментируйте ее.


Благодарить должен дающий

Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.

- Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты целый год можно прожить, а тут не благодарят за пятьсот.

- В мешке 500 монет, - намекнул он.

- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.

- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.

- Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? - спросил Учитель.

- Вы должны сделать это, - ответил купец.

- Почему же? - сказал Учитель. - Благодарить должен дающий!

Сторонники второго направления, представители теории символического интеракционизма (автор теории Дж. Мид) рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения.

Исследуем эти подходы.

1. Две стороны взаимодействия

Итак, общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым он работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. Следовательно, процесс взаимодействия включает два компонента:

• внешний компонент - регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет общения;

• внутренний компонент - относится к психологической стороне взаимодействия, в ходе которого люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.

Примеры подобных потребностей:

• потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;

• потребность в поддержании хороших отношений.

Если мы хотим наглядно представить себе процесс интеракции, то попробуем отобразить его в виде схемы:



2. Стратегия взаимодействия в процессе общения

Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.

- Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?

- Прочитайте п. 2 § 32 и объясните значение термина «стратегия».

Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».

Предлагаю сыграть в ролевую игру Разбейтесь на группы, каждая из которых должна будет познакомиться с определенным типом собеседников.

Группа 1 - доминантный собеседник.

Группа 2 - недоминантный собеседник.

Группа 3 - мобильный собеседник.

Группа 4 - ригидный собеседник.

Группа 5 - экстраверт.

Группа 6 - интроверт.

При представлении работы можно использовать следующий план:

1. Определить их характерные черты.

2. Выявить сильные и слабые стороны.

3. Сыграть предложенную роль собеседника, для того чтобы на практике познакомиться с особенностями его поведения.

4. Выработать стратегию поведения во время общения с ним.

Доминантный собеседник. Привет, психологи называют меня Доминантным собеседником. Что я могу сказать о себе?

Да, я уверен в себе, и, если мне надо, буду добиваться своей цели во что бы то ни стало. При этом мне, по большому счету, безразлично, что думают обо мне другие люди. Я сам способен решать, что как мне делать, я не очень люблю, когда мне подсказывают, и уж совсем мне не нравится, если кто-то приказывает. Я напорист, решителен, иногда проявляю жесткость по отношению к другим.

Не люблю мямль и слюнтяев, которые четко и ясно не могут выразить свою мысль. Я таких и не слушаю, задам пару-тройку уточняющих вопросов, да и ладно...

Сильные стороны доминантного собеседника: активность, инициативность, высокая коммуникабельность, ответственность, стремление достичь своей цели и т. д.

Слабые стороны: бесцеремонность, авторитаризм, неумение слушать и т. д.


Стратегия общения с доминантным собеседником

1. С ним следует держаться уверенно.

2. Не выходить из себя.

3. Не перебивать и не пресекать его.

4. Нельзя высмеивать.

5. Проявлять такт и терпение.

По подобному сценарию идет представление других групп.


3. Общение в юношеском возрасте

Вернемся к фразе героя кинофильма «Доживем до понедельника», который сказал: «Счастье - это когда тебя понимают...» И это не праздные слова. К сожалению, именно в юношеские годы человек чувствует себя изгоем, ощущает свое одиночество. Почему это происходит? Попробуем разобраться в этих вопросах.

- Какие проблемы в общении вы испытываете?

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Нуждаетесь ли вы в общении?

После обмена мнениями мы пришли к следующим выводам:

1. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как:

• это важный канал информации;

• вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;

• соотносятся личные интересы с общественными;

• это специфический вид эмоционального контакта, которое дает подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

2. Общение в этом возрасте строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:

• обособления;

• включения в какую-либо группу или общность.

3. Усиливается потребность к автономии, неприкосновенности личного пространства.

4. Усиливается чувство непонятости, неприкаянности, отсюда огромная потребность в общении со своими сверстниками.

5. Желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои»).

6. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков - застенчивость. Отсюда - преувеличение своей уникальности, расчет на аудиторию слушателей.

7. Вынужденный поддерживать «миф» о себе, подросток сбивается с пути, проявляет ложь или немотивированную жестокость.

Ученые выделяют три наиболее распространенные формы общения подростков. Вы их все очень хорошо знаете. Охарактеризуйте и проанализируйте формы:

• «я и ты»;

• «я и случайные они»;

• «я и общество».

- Как вы думаете, в какой из форм общения молодежь не может проявить себя в полной мере? Почему?

- Какую программу вы бы предложили правительству для решения данной проблемы? Разбейтесь на группы и составьте мини-проекты по решению трудностей в процессе общения молодежи на современном этапе развития общества.


III. Итог урока

- В чем заключается интерактивная функция общения?

- В чем проявляется процесс кооперации и конкуренции в ходе общения?

- В чем вы видите особенности общения в юношеском возрасте?


Домашнее задание

Выучите § 32, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]